18 апреля в московском Измайловском Кремле открывается выставка «Зритель. Энергия ощущения», посвящённая театральной фотографии как «ожившей книге отзывов».
Организаторы сообщают, что идея выставки, посвящённой театральной фотографии и делающей акцент на предмете изображения, — своеобразное признание театру в любви со стороны зрителя. 25 фотохудожников, участвующих в выставке, в этом смысле отличаются друг от друга не только вкусами и предпочтениями, но и вовлечённостью в процесс, и продолжительностью опыта съёмки в своеобразном жанре. В их числе — хорошо знакомый, например, зрителям «Золотой маски» Дмитрий Дубинский, автор фото к спектаклям Театра им. Евг. Вахтангова и «Современника» Яна Овчинникова, но и театральный критик Алиса Никольская, и ведущий актёр Театра Романа Виктюка Иван Никульча, и многие другие фотохудожники из разных городов России и из-за её пределов.
«Состав участников выбирался на добровольной основе: мы рассказали о нашей идее, — поделились с журналом ТЕАТР. организаторы проекта, — и был очень активный отклик со стороны фотографов из сообщества „Театральная фотография“ на FB. Мы изначально хотели, чтобы будущие участники именно как зрители поделились с посетителями выставки своими эмоциями и впечатлениями. Мы же выбрали самые подходящие для нашей концепции фотографии. Концепция направлена на репрезентацию многогранности жанра театральной фотографии, на разницу художественных приёмов. Важно было показать не „объединённые одним стилем“, похожие друг на друга кадры, но индивидуальную работу фотохудожника с материалом: с оформлением сцены, цветом, форматом, психологией актёра».
Театральная фотография как запечатлённая эмоция и попытка «остановить мгновенье» или, наоборот, потребность сохранить неостановимое как факт истории, «задокументировать» театральное искусство — не концепция выставки, но разные варианты ответа её участников на вопрос, зачем нужно фотографировать театр. Под театральной фотографией создатели понимают не только сцены из спектаклей, но и моменты «вокруг» — например, запечатлённые моменты репетиционного процесса (впрочем, известно, что иногда такие снимки становятся частью «фотографий спектакля»).
На выставке представлены фотографии спектаклей трёх десятков театров и театральных компаний — и, поскольку акцент сделан на видении художника как прежде всего зрительском восприятии, речь идёт далеко не всегда о самых визуально богатых, зрелищных или пластических спектаклях (хотя и о них тоже).
Помимо столичных театров в диапазоне от ЦИМа и «Практики» до «Мастерской Петра Фоменко» и «Сферы», среди театров, чьи спектакли отражены в фотографиях выставки, в частности, музыкальные театры (в том числе Урал Опера Балет, Пермский театр оперы и балета, Новосибирский музыкальный театр, «Геликон-опера»), театр кукол (Театр кукол им. С.В. Образцова и петербургский Малый театр кукол), студенческие и проектные работы (например, спектакли ГИТИСа, «Снежное шоу» Славы Полунина). Другие «запечатлённые» театры — Иркутский драматический театр им. Н.П. Охлопкова, Казанский ТЮЗ, краснодарский Молодёжный театр, «Упсала-цирк», БДТ, МХТ, Театр на Таганке, Театр Ленсовета, Театр Ермоловой и Театр на Малой Бронной…
Сотня с лишним фотографий дополнена эмоциональным обращением к остальным органам чувств: звуки, запахи, переосмысленное пространство призваны придать театральность пространству галереи «Арт-Кремль». Выставка будет открыта до 3 мая. Вход свободный.