10 и 11 октября в Московском Художественном театре сыграют первую премьеру нового сезона — спектакль Натальи Назаровой «Ювенильное море» по одноимённой повести Андрея Платонова.
Как и большинство осенних премьер, спектакль Малой сцены «Ювенильное море» должен был встретиться со зрителем ещё весной — о запланированной работе с Назаровой худрук МХТ Сергей Женовач сообщал ещё на прошлогоднем сборе труппы (правда, тогда ещё не было утверждённого названия).
Напомним, Наталья Назарова — режиссёр, педагог, сценарист и актриса. Кинозрителям Назарова известна, в частности, как режиссёр фильмов «Дочь» (с Марией Смольниковой и Владимиром Мишуковым в главных ролях) и «Простой карандаш» (премьера этого года, также с Мишуковым в одной из главных ролей), автор (или соавтор) сценариев к фильмам Кирилла Серебренникова («Измена»; у Серебренникова она также играла центральные роли в многосерийных фильмах «Дневник убийцы» и «Ростов-папа»), Анны Меликян («Русалка»), Веры Сторожевой («Мой парень — Ангел», «Компенсация»), Владимира Хотиненко («Бесы»), Максима Коростышевского («Дура»), Александра Касаткина («Слушая тишину» и «Дочь», над которой Назарова и Касаткин работали и как сорежиссёры) и других. Преподаватель актёрского мастерства на курсе Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова в ГИТИСе, Назарова много работает как режиссёр-педагог — в частности, самостоятельной пост-ГИТИСовской жизнью долго жил спектакль-импровизация «Вера и велосипед», который режиссёры Наталья и Геннадий Назаровы создавали вместе с артистами Марией Смольниковой, Амбарцумом Кабаняном и Яной Осиповой (отметим, что намечено возобновление этого спектакля).
Соавтор Назаровой по «Ювенильному морю» — выпускница той же мастерской Каменьковича и Крымова Юлиана Лайкова, режиссёр и художник, в случае с премьерой МХТ — сценограф. Для Назаровой в работе над платоновским текстом принципиальны были два мотива: нетривиальный выбор жанра — комедия — и языческое пространство коллективной тоталитарной иллюзии, которое в случае с «Ювенильным морем» становится «очищенным» и метафоричным — действие происходит в степи. В «формальном» смысле спектакль, который по сути станет многоголосием (почти два десятка персонажей и артистов) с «пришлецом»-протагонистом, создавался как коллективное сочинение: большое значение в работе над премьерой было уделено любимому Назаровой поисковому, импровизационному подходу, в котором принимали участие все актёры.
Главную роль в «Ювенильном море» играет Евгений Перевалов — петербургско-московский актёр, выпускник СПбГАТИ, штатный артист «Мастерской» Григория Козлова и МХТ им. А.П. Чехова, резидент независимого «Невидимого театра» Семёна Серзина. На сцене МХТ Перевалов дебютировал в роли д’Артаньяна в спектакле Константина Богомолова «Мушкетёры. Сага. Часть первая», сыграл почти во всех следующих работах Богомолова в МХТ (в том числе Солёного в «Трёх сёстрах»), однако Вермо в «Ювенильном море» станет фактически третьей большой ролью артиста в МХТ (после д’Артаньяна и Мечтателя в «Белых ночах» Айдара Заббарова, премьере прошлого сезона).
О работе над «Ювенильным морем» и о первом его принципиальном элементе — жанре — Перевалов рассказывает так: «Мой учитель, режиссёр, руководитель театра „Мастерская“ Григорий Михайлович Козлов учил меня, что сначала надо прочувствовать автора, прочувствовать его природу. И я, читая Платонова, ощущал его тексты как нечто очень серьёзное, философское, немного печальное. Но Наталья Вадимовна Назарова предложила взглянуть на мир этого автора под другим углом. И я ей поверил. Для нас смешное — это не лёгкий жанр, не эстрада. Мы высекаем юмор из тонких вещей: из противоречивых чувств героев, из несовпадения их внешних и внутренних ритмов. Это правильный, не поверхностный юмор. Юмор нашего спектакля».
А о второй ключевой составляющей и о визуальном решении спектакля рассказывает режиссёр Наталья Назарова: «Юлиана Лайкова по образованию и режиссёр, и художник, поэтому у нее широкое мышление, объёмный взгляд. Когда мы начали работать, она буквально забрасывала меня идеями, могла в час ночи присылать по пятьдесят оттенков ржавчины, которой должны быть изъедены находящиеся на сцене предметы.
Пространство „Ювенильного моря“ — пустыня. Песок здесь как некая первоматерия — из тех времён, когда Земля только создавалась, и над нею носился Дух Божий. Правда, в Ветхом Завете сказано: „Дух Божий носился над водой“, — а у нас — над песком. Это диковатое место, край земли, Азия. Ведь для нашего сознания Азия и есть край земли. Пески, а после них уже будто и нет ничего. Ещё один важный образ — это Солнце. Взят он из повести Андрея Платонова „Впрок“, в котором колхозники сотворили электрическое светило. По их замыслу, оно должно было заменить настоящее, но горело полчаса, а потом потухло. Это безумное рукотворное солнце и восходит над нашим краем земли — над совхозом с символическим названием „Доброе начало“.
Творческим толчком для создания спектакля во многом для меня стала фраза философа Алексея Фёдоровича Лосева. Он сделал открытие, что советское государство было не материалистическим, а религиозным — античным государством языческого типа. Наше „Ювенильное море“ — это немного сочетание Азии с Грецией. Персонажи Платонова все чуть-чуть боги, и каждый пытается создавать свой мир. Люди, которые строили новое советское государство, были чистой воды язычниками. У них была вера в стихию, в металлы, они поклонялись мёртвым, строили им гробницы и водили туда детей, чтоб те клялись продолжать их дело. Их пантеистический взгляд на жизнь и наглость ниспровергателей вселенных мы и хотели передать».
Помимо режиссёра и художника, над «Ювенильным морем» работают художник по свету Тимур Саитов и художник видеопроекции Наталья Наумова, а музыкальным оформлением спектакля занимался заведующий музыкальной частью театра, композитор и артист Василий Немирович-Данченко.
В спектакле заняты, помимо Евгения Перевалова, Вероника Тимофеева, Юлия Чебакова, Николай Сальников, Павел Ващилин, Артём Соколов, Артём Волобуев, Валерий Трошин, Алёна Хованская, Мария Сокова, Ульяна Глушкова, Иван Дергачёв, Алексей Краснёнков, Никита Карпинский, Елизавета Ермакова, Даниил Феофанов, Ульяна Кравец и Дмитрий Чеблаков.