В Москве состоялся предпоказ спектакля «28 дней» Юрия Муравицкого и Светланы Михалищевой по пьесе Ольги Шиляевой. Это дебютное произведение драматурга было включено в шорт-лист фестиваля «Любимовка» в 2018 году, а также отмечено специальным призом Варочного Цеха Brewhouse Stage Prize. Напомним, что яркую феминисткую читку-ораторию «трагедии менструального цикла» для фестиваля современной драматургии также провёл тандем двух режиссеров. Теперь они решили продолжить работу над пьесой и сделать спектакль, который станет первой постановкой по пьесе Ольги Шиляевой. Проект делается при поддержке Московской Школы Нового Кино: в спектакле заняты студенты актерского курса Юрия Муравицкого. Премьера пройдет зимой в новом Театре.doc. О драматургическом дебюте Ольги Шиляевой с журналом ТЕАТР. поговорил арт-директор фестиваля «Любимовка» Михаил Дурненков. О том, где будет идти спектакль и что изменилось в режиссерском решении после читки, рассказал журналу ТЕАТР. Юрий Муравицкий.
Михаил Дурненков, драматург, арт-директор фестиваля «Любимовка»:
«К пьесе 28 дней сложно подходить с мерками психологического театра, это яркое и прямое феминистское высказывание, в котором нет никаких за и против, правд той стороны и этой. Мужчина здесь не конкретный мужчина, а набор высказываний, гендерных клише, всегда, правда, точно воспроизведенных. В своем обобщении не отстает и женский хор, и на его фоне – героиня, которая мечется, пытаясь осознать свое место в этой разноголосице. Кто она? Личность, принимающая решения под влиянием своего тела и природы, или набор социальных норм и установок. И вот здесь уже мяч на стороне зрителя. Равнодушных не остается и спокойных тоже – пьеса обнажает суть конфликта, в котором мы все сейчас находимся».
Юрий Муравицкий, режиссёр, художественный руководитель Театра 18+:
«Видение пьесы в любом случае меняется. Даже если я этого не осознаю. Можно сказать точно, что мы гораздо больше погрузились в пьесу. Стала более понятна ее действенная природа, механизмы – то, что за текстом. И сам текст, разумеется, тоже раскрывается. К тому же мы со Светой Михалищевой (сорежиссёром спектакля) и Катей Щегловой (художницей спектакля) все-таки решили развернуть пьесу в пространстве. Хотя могли пойти по принципу читки и оставить текст исключительно в плоскости исполнения. То есть актеры могли бы просто стоять или сидеть и воспроизводить текст, как партии в оратории. Пьеса это позволяет. Но мы пошли более сложным путём. Посмотрим, насколько это оправданно.
Что касается самой пьесы – в начале она казалась мне более манифестационной. Сейчас я вижу в ней больше отражения ужаса повседневности. Концентрированное отражение. Объективно, что, хотя Оля написала пока всего лишь одну пьесу, мы уже можем апеллировать термином “драматургия Шиляевой”.
А лично для меня преимущество этой пьесы – в условности, в выходе за рамки реализма, от которого мы все по-моему уже устали. И который явно не способен в полной мере отражать реальность, в которой мы сейчас существуем».
Фото Шамиля Хасянзанова