В феврале 2019 года на сцене Театра на Таганке появится премьера Яны Туминой “Гофман”. Режиссер рассказала Театру. о выборе материала и о том, как это будет.
“Я больше люблю работать с литературным материалом, с драматургией в меньшей степени: может быть, для меня там не столько свободы. И я сказала в театре, что сейчас смотрю в сторону Гофмана. Давно хотелось подумать, поговорить об этом человеке, о его персонажах. Это не будет в прямом смысле биография, но это Гофман, воспринятый как некий мир. Мы обратимся к его сказкам, но мы не будем педалировать на каком-то отдельном произведении, будь то “Крошка Цахес”, “Золотой горшок” или “Песочный человек”. Это скорее всего будет его мрачная мистика, тексты его “Крейслерианы”, тексты о музыке, его личная история. Мы отправимся в изучение его магической души. Для меня это посвящение художнику, который находится во власти и зависимости от своего тяжелого дара, неприкаянности и алкоголизма, которым страдал Гофман. В своих рукописях он отмечал бутылочку с крылышками в конце абзацев, которые он написал под впечатлением от алкоголя, чтобы потом понимать, что он написал тот или иной текст в состоянии измененного сознания. Эти окрыленные бутылочки станут для меня символом спектакля. Нам нужно как-то из плоскости демонизма вывести человека к свету. Поэтому, с одной стороны, у нас будет какой-то мрачный готический мир: сопряжение театра с кабинетом писателя, как он пишет в “Дон Жуане”, который чужд и одновременно манит его. Важно сказать, что это будет спектакль, не основанный буквально на его произведениях, а театр художника, где мы свободны и создаем поток картин его сознания, где музыка гораздо важнее текста, а у Гофмана все время между музыкой и текстом.
У нас будут образы, которые его никогда не покидали, например, человек-автомат, человек-механизм, что очень близко к тому, что происходит сейчас со многими из нас.
Надо признаться, что этот спектакль я бы хотела посвятить своему отцу, живописцу и графику. Он оказал на меня огромное влияние, он был мощным учителем. “Песочного человека” он мне прочел, когда мне было 5 лет. Гофман рядом с детства. “Песочный человек” – одно из любимых произведений: было жутко, бросало в дрожь (до сих пор помню глаза куклы Олимпиады), но я снова и снова перечитывала. И если мы говорим о театре художника, то Гофман, конечно, сильно вдохновляет богатством его образов, текстурой. И, надо сказать, что это будет только начало работы с Гофманом: есть планы продолжить работу с его творчеством”.