Книга под названием «Неприятные тексты» объединила девять сочинений Александра Артёмова, Настасьи Хрущёвой и Дмитрия Юшкова, написанные как в рамках работы независимого петербургского Театра ТРУ, так и для спектаклей Андрея Могучего.
Напомним, Театр ТРУ существует с 2010 года. Создан Александром Артёмовым и Дмитрием Юшковым, к которым впоследствии (2014) присоединилась композитор Настасья Хрущёва. За «текстоцентричные» минималистские спектакли многократно номинировался на «Золотую Маску», причём работы Театра ТРУ попадали в конкурс и как «эксперимент», и как «спектакль малой формы». Артёмов и Хрущёва при этом претендовали на премию как авторы лучшей работы режиссёра и композитора соответственно, а чаще всего их имена оказывались в номинации «лучшая работа драматурга». Теперь у зрителей появилась возможность познакомиться с работой петербургских драматургов в не характерной для неё «бумажной» форме: сборник «Неприятные тексты» выпустил Издательский дом «Городец». Сообщение о выходе книги из печати издательство опубликовало в своих соцсетях.
В число «Неприятных текстов» вошли девять сочинений Артёмова, Юшкова и Хрущёвой, в том числе созданные не в рамках Театра ТРУ. На трёхстах с лишним страницах сборника — четыре текста тандема Артёмов-Хрущёва и пять совместных работ Юшкова и Артёмова. К первым относятся «эсхатологический вестерн» «Последний ветер Дикого Запада», «Евангелие от бардов» под названием «Молодость жива», «женские рассказы о совокуплениях с Габриэле д’Аннунцио» «Это было со мной» и «комментарии к балету» «Горемычные танцы» (за последний из перечисленных текстов Артёмов и Хрущёва номинированы как лучшие драматурги на «Золотую Маску», которая проходит сейчас). Ко вторым — «экзистенциальный стендап» «Нет дороги назад», «лубочный хардкор» «Так сказал Стас», «психоделический панк-молебен о русской рыбалке» «Нерест» и два текста, написанных для Андрея Могучего, — «энциклопедия русской жизни на основе Чернышевского» «Что делать» и «петербургский текст вокруг встречи с хозяином» «Аренда» (первый — основа одноимённого спектакля БДТ им. Г.А. Товстоногова, второй — составная часть спектакля-«бродилки» «Петербург», масштабного проекта Александринского театра).
Отметим, что даже издательская аннотация «Неприятных текстов» отходит от общепринятых норм и обрывается на полуслове: «О смелом экспериментальном театре Артёмова, Хрущёвой и Юшкова говорят в обеих столицах последние несколько лет. Но где смелый театр, там новая драматургия, а значит, и экспериментальная литература.
Настоящее издание предлагает посмотреть на уникальное явление в современном русском театре прежде всего как на литературное явление. Это новые речевые практики, новые способы взаимодействия языка с реальностью и».