К пьесам Волошиной вновь обратился Вильнюсский Молодёжный театр — год назад здесь поставили «Человека из рыбы». Премьера «Мамы» в версии режиссёра Евы Канюшайте намечена на 27 и 28 февраля.
Напомним, пьесу «Мама» в Вильнюсе уже слышали — в рамках лаборатории Молодёжного театра Black Box прошли читки двух пьес Волошиной. Эскиз «Человека из рыбы» стал полноценным спектаклем режиссёра Эгле Шведкаускайте в январе 2020 года. Специальная «аудиоверсия» под названием «Человек из рыбы: Голоса» была создана летом для фестиваля POSTWEST (организатор POSTWEST, берлинский театр Volksbühne, — копродюсер спектакля) и по сей день доступна на сайте фестиваля. Режиссёром второй читки была Ева Канюшайте, она же станет автором «полнометражной» постановки «Мамы» на сцене Молодёжного театра.
Ева Канюшайте — актриса и режиссёр, ученица Эймунтаса Някрошюса. Российским зрителям известна по спектаклю Някрошюса «Цинк (Zn)», где она сыграла Маленькую Светлану и Люсеньку (вдову погибшего после Чернобыля пожарного). Играет в других спектаклях театра «Meno Fortas» (в том числе в собственной постановке «1+1=1») и Молодёжного театра, включая «Человека из рыбы» Шведкаускайте.
Напомним, количество действующих лиц пьесы «Мама» у автора обозначено как «1 женская роль (или сколько угодно)». По сюжету, главная героиня в соответствии с пожеланием умершей матери читает по одному её письму в год — в свой день рождения. Создатели вильнюсского спектакля отмечают, что, «хотя пьеса написана в форме монолога, по сути в ней идёт диалог с умершей мамой». Поэтому в спектакле будут участвовать две актрисы — Диана Ганцевскайте и Гедре Гедрайтите. Ганцевскайте в России известна по спектаклям Някрошюса (диптих «Времена года», «Песнь песней», «Фауст»; в «Идиоте» она сыграла Аглаю) и по фильму Светланы Проскуриной «До свидания мама». Вместе с режиссёром над спектаклем работают сценограф Марюс Някрошюс, композитор Витаутас Ляйструмас, автор видеопроекций Анета Бублите и художник по свету Юлюс Куршис.
По словам Канюшайте, в спектакле «Мама» она бы хотела поговорить «о вещах универсальных и даже, быть может, банальных — о том, как мал человек перед лицом мира и вечности. О том, что человек и его индивидуальная история — как короткое мерцание звезды, бесследно пропадающее раньше, чем успеешь загадать желание. О том, что человек всё-таки терзаем на этой земле чувствами, мыслями, желаниями, ожиданием, болью, вопросами, опытом. О том, что человек хочет быть услышанным и выслушанным в непостижимом мире, который идёт своей дорогой к небытию. В конце концов, о том, что даже если человек и осознаёт, что его история — одна из миллиона, как в случае с главной героиней „Мамы“, он всё равно тоскует по другому человеку, чтобы хоть на мгновение перестало быть так зябко».