Серебренников покажет в Цюрихе «Жизнь с идиотом»

3 ноября в Цюрихском оперном театре пройдёт премьера оперы Альфреда Шнитке «Жизнь с идиотом» в постановке Кирилла Серебренникова.

Полистилистическая опера Шнитке, основанная на одноимённом рассказе Виктора Ерофеева (1980), была написана и поставлена в начале 1990-х, причём сперва «Жизнь с идиотом» услышали в Вене и Амстердаме и лишь затем в Москве. Сюжет оперы, несколько скорректированный создателями цюрихского спектакля, в анонсе премьеры описан так: «В наказание за отсутствие сострадания писатель „Я“ должен поселить в своём доме идиота. Всё как будто бы достаточно просто: „Я“ отправляется в психиатрическую лечебницу; он весьма впечатлён собой и своей готовностью принять „юродивого“. Кажется, что идиот неплохо вписывается в жизнь писателя и его жены. Единственное, что не получается, — поговорить: идиот не произносит ни одного слова, кроме случайно вырывающихся возгласов „эх!“. Но однажды идиот внезапно нагадил на ковёр, и это событие отпустило пружину, запустив неконтролируемый поток насилия, страстей и анархии. <…> Композитор утверждал, что его опера „ни в коем случае не только о коммунизме“, а в гораздо большей мере — об общем состоянии, когда „иррациональное доминирует над рациональным“. И Кирилл Серебренников создаёт на сцене антиутопическую современную историю о семейной паре, для которой идиот становится катализатором краха давно уже токсичных отношений, вынося на поверхность самые тёмные, самые разрушительные человеческие инстинкты вместе с предрасположенностью к агрессии и насилию».

Подробнее о замысле Серебренников рассказал пресс-службе театра: «На мой взгляд, современная музыка — это часть нашей жизни. И то, что происходит вокруг нас, — это не партитура Верди или Моцарта, к нам определённо ближе музыка Шнитке. Если говорить коротко, это о причинах жестокости, ужасных вещей, которые сейчас происходят везде, о непонимании, нехватке любви и жажде любви. Идиот — это иногда тот ребёнок, который прячется глубоко внутри нас и провоцирует создавать искусство или что-то неожиданно милое, а иногда это тёмная сила, которая заставляет нас творить что-то по-настоящему ужасное. Словом, это наша оборотная сторона. Виктор Ерофеев — один из лучших современных писателей, и этот текст связан с перестройкой, временем, когда рушился Советский Союз, он весьма политизирован. А большой композитор Альфред Шнитке сочинил оперу на основе ультрасовременного литературного произведения, и это было настоящим „вау-эффектом“, абсолютной неожиданностью для остальных представителей музыкального сообщества страны — очень строгого, академичного, дидактичного. Получилось именно то, что мы можем называть авангардом.

В нашем спектакле мы убираем отсылки к постсоветскому контексту, „ленинским“ аллюзиям и так далее — они были бы малопонятны, понадобилась бы уйма комментариев и обращений к „Википедии“, чтобы пояснить, что всё это значит. Мы делаем историю более понятной для европейской аудитории, артисты поют не на русском, а на немецком языке. У нас это рассказ о современной паре, современной семье, что, конечно, тоже помогает зрителю найти сходство с его собственной жизнью. И это не только „про пение“: „Жизнь с идиотом“ — не типичная опера, в ней много акустических и инструментальных идей, но в то же время она даёт возможность для создания спектакля, можно сказать, драматического. Я бы сказал, что это даже больше драма, чем опера. И потому от исполнителей требуется владение особыми навыками — даже от хора, который тут является очень важным участником действия, он не покидает сцену на протяжении всего спектакля. У нас собралась команда прекрасных артистов, которые иногда проявляются даже больше как актёры, чем как певцы, — исполняя при этом очень сложную с вокальной точки зрения музыку. Так что получается настоящий „оперный цирк Дю Солей“. А что касается идеи, которую может вынести зритель из этого спектакля… она очень простая: прекратите насилие, не убивайте людей, любите друг друга. Если эта идея после просмотра останется со зрителем надолго, я буду абсолютно счастлив».

Традиционно для себя Серебренников работает над премьерой не только как режиссёр, но и как художник — в соавторстве со сценографом Ольгой Павлюк и художниками по костюмам Татьяной Долматовской и Шалвой Никвашвили. Также в постановочной команде спектакля — художник по свету Франк Эвин, видеохудожник Илья Шагалов, хореограф Евгений Кулагин и другие. Музыкальный руководитель постановки — Джонатан Штокхаммер.

В спектакле будут играть Бо Сковус, Сусанна Эльмарк, Мэттью Ньюлин, Магнус Пьонтек, Биргер Радде, а роль Двойника идиота в очередь будут исполнять Кэмпбелл Каспари и Евгений Кулагин.

Комментарии
Предыдущая статья
В Израиле марионетки Викторовой расскажут о Дон Кихоте без слов 31.10.2024
Следующая статья
На екатеринбургскую «Точку сборки — 2024» привезут спектакли Каландаришвили, Слащёвой, Джавадова 31.10.2024
материалы по теме
Новости
Черняков ставит «Русалку» Дворжака с Асмик Григорян
Сегодня, 20 ноября, в Театре Сан-Карло в Неаполе играют премьеру оперы Дворжака «Русалка» в постановке Дмитрия Чернякова.
Новости
Fulcro и актриса Марина Шойф выпускают в Израиле автофикшн о саморазрушении
Сегодня и завтра, 20 и 21 ноября, в центре Сюзанн Деляль в Тель-Авиве театр Fulcro играет премьеру спектакля Даши Шаминой «No Name» по пьесе Ксюши Ярош. Это моноспектакль израильской звезды Марины Шойф, чья личная история и легла в основу постановки.