В московской «Студии театрального искусства» 31 августа прошёл сбор труппы, на котором худрук Сергей Женовач поделился планами театра на юбилейный 20-й сезон.
СТИ откроет сезон премьерой, о которой мы уже рассказывали ранее: 14, 15 и 17 сентября зрители увидят новый спектакль Сергея Женовача — «Чеховъ. Вишнёвый садъ. Нет слов!». О самой постановке режиссёр говорит: «Это не пьеса Чехова, а сочинение Сергея Женовача и Александра Боровского по мотивам пьесы “Вишнёвый сад”, надеемся, открывающее новые повороты в знакомой нам всем истории. Хочется, чтобы она прозвучала с неожиданной и пронзительной стороны».
До конца сезона запланированы ещё две премьеры. Как и спектакль по «Вишнёвому саду», они будут новым обращением к уже репертуарным для СТИ авторам.
Весной 2025 года Сергей Женовач намерен выпустить премьеру по повести Виктора Некрасова «В родном городе». Этот текст, написанный и опубликованный в 1954 году, стал заметным литературным и культурным событием как большой шаг в направлении оттепели и одновременно — жёсткое осмысление реальности: речь в повести идёт о фронтовике, вернувшемся в разруху родного города и пытающемся встроиться в новый послевоенный мир.
«Виктор Некрасов — один из самых смелых и самых порядочных писателей, — говорит Сергей Женовач. — Его вторая повесть после “В окопах Сталинграда” — история о ребятах, для которых война стала частью жизни, её смыслом. И о том, как трудно им найти себя в новой реальности». Жанр премьеры, над которой режиссёр будет работать вместе с постоянным соавтором, художником Александром Боровским, пока обозначен как «размышления, разговоры, откровения в трёх частях».
На фото — момент сбора труппы в СТИ 31 августа 2024 года © Александр Иванишин
«В окопах Сталинграда» Женовач ставил в МХТ имени Чехова, когда был худруком этого театра. А в СТИ к тому моменту уже вышел спектакль «Кира Георгиевна» по менее известной, немного более поздней повести Виктора Некрасова. В этом сезоне камерный спектакль покидает репертуар театра в связи со смертью исполнителя одной из главных ролей — Дмитрия Липинского. Отметим, что другие пять постановок, в которых артист был единственным исполнителем центральных или значимых ролей, театр сохранит — с новыми участниками.
Заключительной премьерой сезона станет новая работа ученика Женовача Сергея Тонышева. Он продолжит погружение в миры Геннадия Шпаликова, которое началось ещё год назад в Театре на Таганке спектаклем «Причал» и продолжилось в СТИ постановкой «Долгая счастливая жизнь». Продолжая двигаться хронологически по драматической жизни Шпаликова, Тонышев обратится на этот раз к его позднему сценарию — «Все наши дни рождения».
Кинорежиссёр Сергей Соловьёв, для которого и был написан этот текст, вспоминал в середине 2000-х: «История была чисто шпаликовской — из того времени прилетал самолёт сюда, к нам… Картину закрыли, и до сих пор для меня это свежая рана. Закрыли её, конечно, за дело — она была для того времени очень странной: герой, которого должен был играть Смоктуновский, праздновал свой юбилей, не помню, то ли 40-летие, то ли 50-летие, и вдруг осознавал, что самые счастливые дни провёл на войне. Представляете? Научный работник, у него хорошая семья, всё в жизни складывается удачно, но это именно удачи, а счастье было связано с войной. И он уходит из дома».
Помимо премьер, важной частью юбилейного сезона СТИ станут большие петербургские гастроли. Театр планирует сыграть на необычной для себя площадке — Новой сцене Александринского театра — шесть спектаклей: «Заповедник», «Три сестры», «Мандат», «Самоубийца», «Река Потудань» и премьерный «Вишнёвый садъ».