14 декабря в пространстве Аудитории Музея Москвы театр «Практика» сыграет премьеру спектакля Майи Дороженко «Вон там» по пьесам Юна Фоссе — продюсерский проект Григория Добрыгина и Мастерской Олега Кудряшова.
Напомним, Майя Дороженко — студентка выпускного курса режиссёрского факультета ГИТИСа (мастерская Сергея Женовача), экс-участница проектов питерской андеграундной команды «Театр. На вынос». В ноябре Дороженко выпустила премьеру в «Мастерской Петра Фоменко» («По ту сторону ветра» по рассказам Романа Михайлова), также её постановки называли в числе планов на сезон 2021-2022 Театр им. М.Н. Ермоловой и «Современник».
Любопытно, что, обращаясь к творчеству Юна Фоссе — одного из знаковых современных драматургов, — Майя Дороженко вновь (как и в случае с прозой Михайлова) оказывается в контексте репертуарных трендов сезона. Почти в те же числа, что и премьера «Вон там», пройдут первые показы спектакля Антона Фёдорова «Ребёнок» в Воронежском Камерном театре, а в апреле 2021 года в петербургском Большом театре кукол появилась «Сюзанна» ученицы Руслана Кудашова Ирины Криворуковой. Среди более ранних заметных постановок по пьесам Фоссе — спектакли Юрия Бутусова, Фарида Бикчантаева, Александра Огарёва и Клима.
Несмотря на то, что название спектакля «Вон там» совпадает с названием одной из пьес Фоссе, театр в официальном релизе анонсирует премьеру как «экспериментальную художественную конструкцию, собранную из пьес Юна Фоссе с нарушением всех правил и нормативов». Новое компилятивное сочинение, автором которого является сама Дороженко, продолжает театр, — «странное, как попытка из деталей для сборки стула сложить абстрактную скульптуру, но от этого не менее обаятельное».
Театр анонсирует «Вон там» как «спектакль про человека, который потерял интерес к жизни» в «пространстве, где на фоне северных фьордов повседневный бытовой абсурд сталкивается с иррациональной изнанкой бытия». «Пьеса „Вон там“ — попытка поработать с чем-то неизвестным внутри нас, — говорит Майя Дороженко. — Конечно, разговоры о морских ежах, соевых панкейках и покупке гардин — это важно. Но так хочется посмотреть в бесконечную подсвеченную пустоту и понять, что же ждёт каждого из нас „там“. Я не скажу, что „там“ кроется. Потому что для каждого „там“ есть что-то своё».
Спектакль «Вон там» был анонсирован «Практикой» перед началом сезона, однако с тех пор в актёрском составе произошли некоторые изменения. В итоговом варианте на две роли назначены нынешние студенты мастерской Олега Кудряшова в ГИТИСе: Ингрид сыграет Элизабет-Александра Дамскер, а Грустного человека — Ефим Белосорочка и Лев Зулькарнаев (в очередь). Все трое уже заняты в другом репертуарном спектакле «Практики» — «Вот и всё, что вам нужно знать о дирижировании», а Дамскер и Зулькарнаев также участвуют здесь в «Приоткрытом микрофоне». Обе постановки — режиссёрские работы Григория Добрыгина, созданные как студенческие спектакли курса Кудряшова: в первом случае основой стало классическое актёрское упражнение «наблюдение», во втором — карантинные стендап-сочинения «кудряшей». Вместе с нынешними студентами мастерской в спектакле «Вон там» будет играть её выпускник (2014) Алексей Золотовицкий, который исполнит роль Одвара.
Создавать пространство спектакля «Вон там», как и в большинстве постановок Мастерской Олега Кудряшова на сцене «Практики», будет художница Светлана Васильева. Вместе с ней над премьерой работает постоянный соавтор Майи Дороженко Азиза Кадыри — она будет отвечать за костюмы и реквизит. Художником по свету стал Евгений Вершинин. Премьера пройдёт в пространстве Музея Москвы — с конца прошлого сезона «Практика» начала переносить сюда свой репертуар, а в сезоне 2021-2022 совместному проекту театра и музея был дан официальный старт.