2, 3 и 4 декабря на Малой сцене Московского государственного академического детского музыкального театра имени Наталии Сац пройдёт премьера спектакля Георгия Исаакяна «ОНА» (18+). Для участия в первой драматической постановке театра приглашены Андрей Кузичев и Анастасия Светлова.
Жанр спектакля «ОНА» («ОперационНая системА») обозначен как «компьютерная драма». В основе постановки — оскароносный сценарий знаменитого одноимённого фильма Спайка Джонса с Хоакином Фениксом в главной роли (2013). Напомним, «Она» — история о романе между писателем и операционной системой (её голосом стала Скарлетт Йоханссон). Этот «техноцентрический» и футурологический сюжет в Театре имени Сац стал материалом для второго спектакля футуристической трилогии «Я, робот».
О проекте «Я, робот» мы уже рассказывали ранее. Первая часть трилогии, «посвящённой взаимоотношениям человека и искусственного интеллекта», была показана в конце июня 2022 года — проект открыла AR-опера «Любовь к трём цукербринам». Постановка Георгия Исаакяна стала мировой премьерой сочинения композитора Константина Комольцева, а одноимённый роман Виктора Пелевина, художественный мир и философия его текстов, задали своеобразный вектор всему проекту «Я, робот».
Предполагается, что заключительной частью трилогии станет VR-балет (хореограф Кирилл Симонов и композитор Габриэль Прокофьев создадут «Двухсотлетнего человека» по повести Айзека Азимова) — премьера намечена на вторую половину сезона 2022-2023. А связующим звеном между двумя основными жанрами театрально-музыкального искусства станет драматический спектакль — первый в истории Театра имени Сац.
Как режиссёр над премьерой работает Георгий Исаакян. Он рассказывает о необычном замысле так: «Драматический спектакль „ОНА“ возник на сцене театра музыкального, потому что вселенная этого спектакля в первую очередь — это вселенная звука, голоса, той эфемерной субстанции, которая и есть суть музыки. На две главные роли я пригласил серьёзных драматических актёров с тончайшим музыкальным нутром. Это Анастасия Светлова и Андрей Кузичев. Постоянными слушателями и зрителями театра являются и студенты, и молодёжь, и взрослая публика. В контексте проблем, которые рассматриваются в футуристической трилогии „Я, робот“, мы рискнули обратиться к „взрослому“ тексту Спайка Джонса, знаменитому сценарию фильма „ОНА“, получившему в своё время „Оскар“ именно за сценарий. Сам посыл его нам показался чрезвычайно важным и абсолютно точно ложащимся в контекст той трилогии, которая сложилась в соседстве с оперой „Любовь к трём цукербринам“ по роману Виктора Пелевина и балетом по повести Айзека Азимова „Двухсотлетний человек“: разные аспекты столкновения человека и машины. В каком-то смысле обращение к тексту Спайка Джонса ничуть не более рискованно и ничуть не менее важно для нашего театра, чем обращение к музыке Игоря Стравинского, Филипа Гласса или Пауля Хиндемита, поскольку мы считаем, что настоящий сегодняшний большой академический театр не должен бояться больших и сложных разговоров с публикой, а как раз должен их инициировать».
Помимо Георгия Исаакяна (он также был автором перевода сценария Джонса для спектакля), над премьерой работают художники-постановщики Анна Кострикова и Денис Сазонов, художник по свету Сергей Васильев, художники компьютерной графики Арина Шлыкова и Александр Жикин, а за создание видео отвечают Екатерина Мазухина, Мария Андросова, Никита Князев и Владислав Рябцев.