Сегодня и завтра, 20 и 21 сентября, на Большой сцене Российского академического Молодёжного театра пройдёт премьера спектакля Алексея Бородина «Усадьба Ланиных» по одноимённой пьесе Бориса Зайцева.
Борис Зайцев — один из самых интересных писателей Серебряного века и русского зарубежья, проживший долгую жизнь (он умер в начале 1970-х) и оставивший ряд воспоминаний о своих друзьях и современниках. «Усадьба Ланиных» — одно из первых сочинений Зайцева, написанное в переходный период между двумя большими эпохами и как будто «вдалеке» от исторических потрясений: в 1911 году речь уже не идёт ни о культуре дворянских усадеб XIX века, ни о самой культуре «тургеневского типа», но переломные события 1914 и 1917-го ещё впереди — и пока их можно разве что смутно предчувствовать. Несколько поколений героев пьесы в чём-то «по-чеховски» проводят время в усадьбе, не пытаясь оживлять прошлое, но по-своему пробуя изменить настоящее. Неслучайно и первая ремарка, и первая реплика обозначают конкретное время начала действия: весна, конец апреля.
В анонсе театра сюжет пьесы Зайцева описан так: «…время словно замирает и собирает за одним столом разные поколения успешных и устроенных, как кажется, людей. Но что-то мистическое разлито в здешнем воздухе и заставляет каждого встретиться лицом к лицу со своими страстями и страхами. Всем ли хватит мужества вынырнуть из смутной обыденности и поддаться любовному току? И понять, что радость и горе в своей преображающей силе равны».
В «Усадьбе Ланиных» больше десяти действующих лиц, не считая эпизодических «гостей, студентов, барышень, гимназистов, кадетов, подростков». В версии худрука РАМТа Алексея Бородина эта «густонаселённая пустота» парков и террас традиционно становится многофигурной постановкой, где наряду с главными героями участвуют полтора десятка «гостей в усадьбе». Пространство, в котором происходит действие, создавал главный художник Вахтанговского театра Максим Обрезков, — это его третья работа в РАМТе и первый опыт сотрудничества с Алексеем Бородиным. «Это история этого дома — которую в этом доме сейчас рассказывают, — говорит Обрезков. — Нужно совместить на сцене архитектуру внешнюю с архитектурой внутренней, чтобы это всё было рождённым здесь, то есть принадлежало именно этому зданию, этому месту — и этой сцене, этому театру».
По мнению Бородина, «Усадьба Ланиных» чрезвычайно созвучна сегодняшнему дню и предлагает не только вопросы, но и своеобразные ответы. Он рассказывает: «Эта пьеса, несмотря на словесный импрессионизм, таит в себе внятную и важную для меня тему: жизнь забыта. А именно сейчас, мне кажется, пора вспомнить, что мы живём для самой жизни. Мы ставим своей задачей выжить — и не по мелкому счёту. Не вляпаться ни в какие сплетни, разломы, доносы. А это сегодня своего рода протест против уничтожения личности, против растаптывания нормальной частной жизни, которая важна сама по себе, и никто не вправе её останавливать. Герои пьесы это понимают: только свою жизнь реализовать — во всех противоречиях, на максимальной отдаче, как будто в последний день».
Главные роли в спектакле «Усадьба Ланиных» сыграют Андрей Бажин, Анна Тараторкина, Яна Палецкая и Мария Турова, Евгений Редько, Денис Баландин, Анастасия Волынская, Максим Керин, Дарья Рощина, Иван Юров, Андрей Лаптев и Артём Штепура.
В постановочной команде, помимо Бородина и Обрезкова, — художник по костюмам Мария Данилова, художник по свету Руслан Майоров, видеосценограф Ася Мухина, хореограф Дмитрий Бурукин и другие. Музыку для спектакля написал актёр РАМТа и композитор Александр Девятьяров.
На фото — моменты репетиций спектакля «Усадьба Ланиных» © Мария Моисеева