Екатеринбургский театр «Урал Опера Балет» открыл 113-й сезон. В планах — три новых хореографических постановки и две оперные премьеры. За последние отвечает новый руководитель оперной труппы Алессандро Биччи, который был официально представлен перед началом сезона.
Алессандро Биччи в 2005 году окончил Консерваторию Джузеппе Тартини в Триесте (Италия) по классу фортепиано, а в 2013-м — Академию музыки, театра и изобразительных искусств в Кишинёве (Молдова) по классу симфонического дирижирования (класс Георгия Мусти). Работал в Италии и России (в том числе в Большом театре, Татарском театре оперы и балета, Пермском театре оперы и балета), а также во Франции и Нидерландах. В «Урал Оперу» Биччи был приглашён в 2023 году как вокальный коуч для солистов спектакля «Любовный напиток», затем стал вторым дирижёром этой премьеры, а в течение сезона следил за входящими в репертуар театра итальянскими операми.
Ближайшая премьера «Урал Оперы» косвенно связана с новым худруком оперной труппы. «Любовный напиток», благодаря которому началось сотрудничество Биччи с театром, здесь ставила Елизавета Корнеева — молодой оперный режиссёр, ученица Георгия Исаакяна. В 2022 году она стала номинанткой «Золотой Маски» за спектакль Башкирского театра оперы и балета «Vita Nuova» — первую постановку оперы Владимира Мартынова по одноимённой книге Данте Алигьери. Уже 11 октября Корнеева выпустит в «Урал Опере» новый спектакль, на этот раз для аудитории «6+»: «Алису в Зазеркалье» Ефрема Подгайца. Премьера станет второй сказкой на музыку этого композитора в нынешнем репертуаре «Урал Оперы»: год назад Надежда Столбова поставила здесь «Дюймовочку». Вместе с режиссёром над премьерой «Алисы в Зазеркалье» работают главный дирижёр театра Константин Чудовский, художник Екатерина Агений (соавтор спектакля «Vita Nuova» дебютирует в «Урал Опере») и другие.
На фото — Алессандро Биччи © Марина Молдавская
Вторую оперную премьеру сезона 2024—2025 в екатеринбургском театре также выпустит молодой режиссёр. Для ученика Андрея Могучего Антона Морозова (с 2023 — главного режиссёра Саровского театра драмы) спектакль «Снегурочка» на музыку Римского-Корсакова станет первой оперной постановкой. «Урал Опера» подчёркивает, что приглашение драматических режиссёров и театральных художников, ранее не работавших в музыкальном театре, — принципиально выбранный вектор, причём материалом неизменно становится русская классика. Напомним, в 2021 году Дмитрий Волкострелов поставил здесь «Евгения Онегина» Чайковского, а Борис Павлович спустя год перенёс на сцену «Урал Оперы» его же «Черевички». Премьера «Снегурочки» запланирована на 19 июня, вместе с режиссёром над ней будут работать художница Катя Никитина и дирижёр-постановщик Павел Клиничев.
Во второй половине сезона зрители смогут увидеть три балетные премьеры. Художественный руководитель балетной труппы театра Максим Петров объясняет замысел: «Главная тема нового сезона — что и зачем мы берём из прошлого в будущее, как традиция может объяснить наше время и нас самих». Первый ответ на этот вопрос предложит хореограф Антон Пимонов вместе с режиссёром и художником Юлианой Лайковой. Они ставят «Каменный цветок» Сергея Прокофьева, причём создают собственную историю. В постановке будут «обыграны фактуры малахита, меди, агата — разных горных руд и пород», но главной станет «мифология сказов Бажова». «Театр предлагает спектакль об особом „уральском народе“, а также о том, как не окаменеть, если вокруг вырастают каменные цветы», — говорится в описании. Дирижёр-постановщик «Каменного цветка» — Павел Клиничев.
А 4 июля в один вечер сыграют две финальные премьеры сезона — одноактные балеты «Наяда и рыбак» и «Клептомания». Сюита из балета «Наяда и рыбак» на музыку Цезаря Пуни была поставлена в «Урал Балете» в 2017 году Юрием Бурлакой. Он же сейчас будет заниматься возобновлением этой работы — вместе с «новой плеядой солистов, заявивших о себе в последние сезоны», для которых и возвращаются в репертуар «Наяда и рыбак».
Наконец, появится в репертуаре «Урал Балета» и современная музыка — оригинальное сочинение, которое специально для театра пишет Юрий Красавин. Балет «Клептомания» на музыку Красавина ставит худрук балетной труппы Максим Петров. О замысле композитора и причинах выбора названия в описании говорится так: «Композитор Юрий Красавин не скрывает, что любит присваивать чужой музыкальный материал и „возиться“ с ним. Одна из его ранних пьес называется „Кража“: это переписанная нота в ноту багатель Бетховена „К Элизе“. Позже она вошла в первый балет Красавина под названием „Магриттомания“. Спустя много лет Красавин написал для Большого театра балет „Танцемания“. Теперь он завершает свой маниакальный балетный триптих». А хореограф Максим Петров, «работая с чужим хореографическим материалом, напоминает, что художнику не зазорно воровать, а механизм культуры устроен так, что чужое и старое постоянно переплавляется в новое и своё».
Общую концепцию сезона 2024—2025 формулирует директор театра Андрей Шишкин: «У нового сезона симметричная композиция. По краям — современная музыка. В центре — классические русские партитуры, „Каменный цветок“ и „Снегурочка“, сказ и сказка, два взгляда на родные места. Оба спектакля ставят представители нового визуального театра, которым интересно не делить мир на „классику“ и „современность“, а искать более сложные пути. Обе премьеры мы предлагаем смотреть как диптих, размышление на общую тему средствами двух искусств».