Умер театральный педагог Валерий Галендеев

На фото — Валерий Галендеев © mdt-dodin.ru

Легендарного педагога, воспитавшего много поколений петербургских артистов, не стало на 78-м году жизни. Информацию о смерти Галендеева подтвердили в МДТ — Театре Европы, где он занимал должность заместителя художественного руководителя.

Валерий Галендеев был уникальным в своём роде специалистом, живым олицетворением редкой профессии педагога по сценической речи. Помимо студентов, приходивших к нему на занятия, учениками Галендеева были и остаются артисты Малого драматического театра — Театра Европы: с 1979 года Галендеев работал там педагогом-репетитором, оставаясь неизменным и постоянным соавтором создателя МДТ Льва Додина, а в последние годы жизни занимал пост заместителя худрука.

Валерий Галендеев окончил Горьковское театральное училище в 1965 году, несколько лет проработал актёром в Горьком (ныне Нижний Новгород). В 1971 году окончил театроведческий факультет ЛГИТМиКа (позднее — СПбГАТИ, ныне — РГИСИ), а уже в 1972 году начал там преподавать. В 1975 окончил аспирантуру кафедры сценической речи, которой впоследствии заведовал на протяжении 20 лет (1999—2019). Среди учеников Галендеева — студенты курсов Георгия Товстоногова, Зиновия Корогодского, Александра Куницына, Аркадия Кацмана, Геннадия Тростянецкого, Вениамина Фильштинского, Сергея Черкасского и Льва Додина.

Автор ряда книг, в том числе «Учение К.С. Станиславского о сценическом слове», «Лев Додин: Метод. Школа. Творческая философия», «Теория и практика сценической речи», «Не только о сценической речи», «Сценическая речь. Школа. Театр». Профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ (2001), лауреат Международной премии Станиславского, Госпремии РФ (обе — 2003) и других наград.

В материале, опубликованном в нашем блоге к 75-летию Валерия Галендеева, Жанна Зарецкая писала: «В театральном мире его называют мистером Хиггинсом, потому что он может исправить любой речевой дефект студента, ну или практически любой. Студенты его боготворят и боятся одновременно. Это он научил сначала всех студентов курса Кацмана и Додина, а потом всех актёров ленинградского Малого драматического театра говорить на северном русском диалекте, создав тем самым речевой образ знаменитых „Братьев и сестёр“. Это он перед каждым спектаклем проводит речевые разминки, поэтому все без исключения артисты МДТ говорят так, что хрестоматийные тексты потом начинаешь цитировать с их интонацией и дикцией. Это он вот уже почти полвека работает со Львом Додиным, принимая участие в создании всех его спектаклей. А ещё он обладаем гипнотическим баритоном, какой бывает только у оперных певцов, в совершенстве говорит по-французски, знает сотни стихов, ходит на спектакли своих учеников и помнит все их имена и фамилии за все годы своей педагогической деятельности. Его студенты, настоящие и бывшие, знают, что если он похвалил за произнесённое со сцены слово, значит, сегодня получилось не говорить, а именно сказать. Наконец, он сам говорит, как пишет, и формулирует лучше театроведов».

Прочитать интервью с Валерием Галендеевым можно по ссылке. Редакция выражает свои искренние соболезнования родным и близким мастера, его многочисленным ученикам и коллегам.

Комментарии
Предыдущая статья
Кудашов выпускает спектакль на основе воспоминаний Лихачёва и Берггольц 23.01.2024
Следующая статья
В Московском театре кукол покажут «Встречи в Голливуде» 23.01.2024
материалы по теме
Новости
В Кабаре ШУМ выпускают «иммерсивный сериал» по диалогам Платона
25 декабря в петербургском Кабаре ШУМ пройдёт премьера спектакля Александра Худякова «Диалоги. Справедливость». Предполагается, что постановка станет первым эпизодом «театрального сериала» на основе текстов Платона.
Новости
Дарья Борисова создаёт в Самаре «фантазийный Лондон» Диккенса
21 декабря на Большой сцене Самарского театра юного зрителя «СамАрт» пройдёт премьера мюзикла Андрея Рубцова и Алексея Франдетти «Рождественская песнь» (6+) в постановке Дарьи Борисовой. В основе спектакля — повесть Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе».