На «Точке доступа» сыграют спектакли Дюйвендака, Адасинского, Верхувена

Взгляд на Петербург в иммерсивном спектакле Дриса Верхувена "Прощай!" / Fare Thee Well!. Предоставлено организаторами

Международный летний фестиваль искусств «Точка доступа», который пройдет в Петербурге с 15 по 30 июля 2019 года, объявил пятую юбилейную программу.

По традиции в центре внимания фестиваля — сайт-специфическое искусство, то есть спектакли, инсталляции, перформансы и другие формы современного искусства, которые разворачиваются, как правило, не в театральном пространстве, а в городской среде, раскрывая историю места, в котором они существуют.

В этом году программа впервые расширилась до трех частей: к основной и образовательной программам прибавилась Свободная программа. На создание этой части, как рассказал на пресс-конференции директор “Точки доступа” Филипп Вулах, организаторов вдохновил Эдинбургский Фриндж – неформальная часть международного театрального фестиваля Эдинбурга, в которой могут принять участие любые профессиональные коллективы со всего мира, подавшие заявку. На участие в этой части программы организаторы фестиваля получили порядка 80 заявок от молодых режиссеров из Петербурга, Москвы, Тулы, Краснодара, Архангельска и других регионов.

Основную программу «Точки доступа» составят четыре премьеры от постановщиков из России, Нидерландов, Швейцарии и Франции. Каждый спектакль так или иначе будет связан с темой осмысления прошлого Петербурга и его связи с настоящим и будущим.

С 15 июля и до конца фестиваля в пространстве Ладожского вокзала будет представлена новая версия спектакля-инсталляции “Прощай! / Fare Thee Well!” голландского художника Дриса Верхувена. По словам режиссера, взаимодействие зрителя и телескопа даст возможность увидеть Петербург как некую “тягучую субстанцию” с ее обитателями, шумом, домами и улицами. Эту работу художник создал во времена экономического кризиса в 2013 году в Берлине.

19 – 20 июля петербуржцы увидят спектакль “Пожалуйста, дальше (Гамлет)” швейцарского режиссерского дуэта – Яна Дюйвендака и Роже Берна, срифмовавших реальную историю преступления, совершенного молодым человеком в Петербурге (убийство отца девушки), с пьесой Шекспира. Действие спектакля будет перенесено в зал судебного слушания и даст возможность зрителям, выслушав доводы и аргументы реальных российских прокуроров и юристов, самим решить виновен ли принц в преступлении. Особенность этого спектакля в том, что он ездит по миру и каждый раз создается с новой командой исполнителей и юристов и исключительно по судебной системе той страны, в которой показывается. Следующий показ – в Китае.

“Ян – один из самых ярких представителей экспериментальной сцены Швейцарии. Его карьера началась в 95-м году в качестве художника-перформера, много работал с видео и его представление о себе, как о театральном режиссере, сформировалось не так давно. Он трижды был награжден важнейшей швейцарской премией в области современного изобразительного искусства и недавно получил “швейцарский Оскар” за театральную работу”, – рассказала Анна Арутюнова, директор представительства Про Гельвеции в Москве.

Третий проект, созданный “Точкой доступа” при поддержке Французского института в России, – спектакль “Jukebox Петербург” французской команды «Энциклопедия слова», сочиненный специально для Петербурга. Jukebox — это театральный аналог музыкального автомата из 1960-х. Куратор проекта Олег Христолюбский рассказал о том, как молодые драматурги курса Натальи Степановны Скороход (РГИСИ) ищут материал для спектакля: “Мы собираем образцы речи города и его звуки: публичные выступления его чиновников, рэп-баттлы, пьяные разговоры на кухне, забавные видео и все то, что позволит создать всю палитру звуков Петербурга”.

Актер Городского театра Роман Михащук, выпускник курса Сергея Черкасского (РГИСИ), станет воплощением этого автомата и будет включать звукозаписи по желанию зрителей. Как обещают организаторы, этот спектакль даст точное представление о звуковом пейзаже Петербурга и о том, как в действительности звучат его жители. Постановку можно будет увидеть 24 по 28 июля в большой химической аудитории Политехнического университета имени Петра Великого.

Одним из хедлайнеров фестиваля станет основатель театра DEREVO Антон Адасинский, который представит на фестивале театральную акцию, в которую одновременно войдет и авторский концерт, и экскурсия по Петербургу. Режиссер не раскрывает маршрут и финальную точку путешествия, но обещает переместить зрителей в эпоху «молодости» визуального театра и перформанса, познакомить с её героями и главными событиями. “Я покажу вам город, пропитанный загадками и счастьем. Город, где камни сильнее человека и где даже маски, которые сыпятся под ноги горожанам, светятся ночью. Я посажу вас в черный кубик своих спутанных воспоминаний. Я буду петь, читать стихи, говорить, а танцевать будут мои пальцы в виде семи людей”, – поделился в своем видео, представленном на пресс-конференции, Антон Адасинский. Место старта – Новая сцена Александринского театра 16 и 17 июля.

В этом году фестиваль подготовил образовательно-практический курс для режиссеров, актеров, художников, менеджеров — всего 60 театральных деятелей из России, Украины, Литвы и Латвии. Напомним, что в 2017 году «Точка доступа» провела первую в России международную конференцию, посвященную сайт-специфик искусству.

В первой части программы состоятся лекции, мастер-классы и воркошопы от теоретиков и практиков театра мировой величины, которые никогда еще не выступали в России. 16 июля лекцию “Театр в реальном пространстве в век театральной эпохи” прочтет Арнольд Аронсон – доктор наук, профессор Колумбийского университета, автор более чем 10 книг по истории американского театра и мировой сценографии, главный редактор научного журнала «Theatre and Performance Design». В этот же день лекцию «В поисках идентичности человека XXI века» прочтут создатели знаменитого театрального коллектива ricci/forte – Стефано Риччи и Джанни Форте. Большая часть лекций будет открыта для слушателей, нужно будет лишь зарегистрироваться на событие на сайте «Точки доступа».

Вторая часть образовательной программы будет представлена лабораторией: участники программы после теоретической подготовки объединятся в группы и создадут эскизы новых театральных проектов в пространствах педагогического института Герцена.

В Свободной программе юбилейной “Точки доступа” будут представлены более 20-ти независимых театральных проектов из Петербурга, Москвы, Тулы, Краснодара, Архангельска и других регионов. Среди участников свободной программы: режиссер Всеволод Лисовский (“ЛАВ – Летучие ароматические вещества”), Мастерская Дмитрия Брусникина, проект «Квартира» Бориса Павловича, номинанты «Золотой маски» «Театр. На Вынос», обладатель премии «Прорыв» Илья Мощицкий (“Слепота”), Семен Серзин (“Я шагаю по москве”), Василий Буткевич (“СОНМ”), Степан Пектеев (“Увидеть Неаполь”), Петр Чижов (“Там был мой Дом”), Николай Русский (“Коллеги” – проект, созданный на лаборатории “Мастерской современного театра), Артем Томилов (“Call to Godot”) и другие.

С подробной афишей всех программ “Точки доступа” можно ознакомиться на сайте фестиваля.

Комментарии
Предыдущая статья
Издана книга воспоминаний о Вадиме Леванове 23.05.2019
Следующая статья
Елизавета Бондарь ставит документальный спектакль о Твери 23.05.2019
материалы по теме
Блог
Не место красит человека, а человек – место: в Нижнем Новгороде осваивают site-specific
В августе в Нижнем Новгороде прошел «СПЕЦИФИК» – первый в этом городе фестиваль site-specific театра. Показы эскизов проходили два августовских викенда, о первой части  рассказывает Анастасия Ильина.
Новости
Юлия Чурилова организует в Новосибирске «Присутствие Кафки»
Завтра, 14 июня, в новосибирском пространстве «Гараж» пройдут показы перформанса и медиаинсталляции «Присутствие Кафки», созданных режиссёром Андреем Короленко и медиахудожником Евгением Гавриловым. Куратор проекта — Юлия Чурилова.