“Территория”-2019: как сориентироваться в программе и купить билет со скидкой

Промо-фото спектакля "Медея"

Фестиваль-школа «Территория» на протяжении всех 14 лет существования ставит перед собой просветительские задачи, стремясь к обратной связи с профессиональным сообществом. Практически реализуются они, в том числе, и в системе скидок.

Три года назад «Территория» по примеру крупнейших мировых фестивалей ввела систему «профессиональных тарифов» — билетов со значительной скидкой для студентов и специалистов в области театра, искусства и культуры. Цель такой системы лояльности для профессионалов — сделать современное искусство, которым занимается фестиваль, частью российского общекультурного (не только узко-театрального) контекста, а фестивальную программу — доступной финансово широкому кругу представителей театрального и культурного сообщества.

О практической стороне вопроса журналу ТЕАТР. рассказала директор «Территории» Екатерина Якимова:

«Когда мы летим на зарубежные театральные смотры — такие как Holland Festival, Авиньонский и даже Эдинбургский фестивали, — можно написать в дирекцию фестиваля мотивационное письмо и получить (по возможности и степени заполняемости зала) профтариф. У всех фестивалей он работает по-разному, никакого мирового правила нет: ты отправляешь мотивационное письмо, и тебе предлагают, например, места в Авиньоне по 23 или 32 евро — в зависимости от того, на что просишь. В Германии это называется Kollegenkarten.
Вот и мы три года делаем такой профтариф на билеты стоимостью от 3000 рублей. В нашем случае профтариф это half price — половина стоимости. То есть ты можешь пойти на „Медею“ Саймона Стоуна и за 1500, если ты профессионал и работаешь в нашей сфере».

Распространяется эта система на «Территории» не только на специалистов, но также на студентов и аспирантов любых областей, связанных с искусством и культурой: все они, с точки зрения мультижанровой «Территории», являются коллегами и нуждаются в диалоге, который инициирует фестиваль.

Для того, чтобы воспользоваться программой лояльности фестиваля, нужно отправить электронное письмо с указанием выбранного спектакля и приложенным сканом или фото подтверждающего документа (студенческого или аспирантского билета, удостоверения преподавателя, сотрудника культурной институции, члена СТД, карты ISIC, IYTC, ITIC) или официального письма на бланке организации с соответствующей просьбой на имя директора «Территории» Екатерины Якимовой. С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте фестиваля.

Кроме того, фестиваль «Территория» в этом году впервые предоставляет специальную скидку для всех читателей журнала ТЕАТР. При покупке билетов на любые спектакли фестиваля промокод oteatre даёт скидку 20%. Обращаем ваше внимание, что действие промокода ограничено по времени: воспользоваться им можно будет только до 10 октября.

О том, как не потеряться в фестивальном многообразии, и почему просветительский сюжет стал сквозной линией программы этого года, журналу ТЕАТР. рассказал один из арт-директоров фестиваля Роман Должанский:

«Очень важной в этом году стала тема учителя и учеников, что представляется вполне естественным — учитывая, что «Территория» — это фестиваль-школа и образовательная программа является его неотъемлемой частью. За 14 лет истории фестиваля несколько тысяч человек прошли через эту школу, поэтому тема ученичества в широком смысле, и в театре в том числе, образования, просвещения, передачи опыта всегда присутствует на стадии программирования фестиваля. Так случилось, что в прошлом году ушли из жизни два выдающихся мастера, которые были учителями, очень важными для всех, — Эймунтас Някрошюс и Дмитрий Брусникин. Они в разном статусе по отношению к «Территории». Някрошюс на фестивале никогда не был — он классик, и как-то никогда не ассоциировался с новым искусством, но с его уходом мы вдруг быстро дистанцировались — и стал понятен его масштаб; кроме того, «Территория» связана с Театром Наций, где Някрошюс ставил спектакль. Поэтому в завершение фестиваля будут показаны две работы: одна из последних работ самого Някрошюса, «Цинк (Zn)», выпущенный в Вильнюсе в Молодёжном театре, и спектакль его ученика Адомаса Юшки «Вымыслы». Някрошюс успел воспитать нескольких учеников, и мы положились на мнение литовских коллег, считающих, что если презентовать «школу Някрошюса», то Юшка — самый интересный на данный момент и самый способный из них. Получилась дилогия — два спектакля Молодёжного театра в память о Някрошюсе: напоминание о том, что он был Учителем — с большой буквы — для всех, и в то же время буквально учителем, педагогом для нескольких интересных молодых литовских режиссёров.

Совсем другую роль для «Территории» играл Дмитрий Брусникин — он был другом фестиваля, и его студенты, а затем выпускники, в каком-то смысле стали резидентами «Территории»: мы показывали много их спектаклей, они вместе с нами ездили на региональные проекты в города России. И поэтому Дмитрию Брусникину тоже посвящена своеобразная дилогия: выставка «Человек размером с дом», которую в память о Брусникине в Московском музее современного искусства делает Ксения Перетрухина, и спектакль «Пушечное мясо» по пьесе Павла Пряжко в постановке Филиппа Григорьяна (это продукция фестиваля «Территория», в которой участвуют бывшие студенты, а ныне молодые актеры, выпускники Мастерской Брусникина). Такая «рамка» у фестиваля получилась в этом году — вызванная печальными событиями, но на тему, имеющую непосредственное отношение к идее и формату «Территории».

В остальном программа фестиваля следует своему основному принципу — соединение имен известных, в том числе и по спектаклям «Территории», режиссеров, крупных мастеров современного театра Европы, и открытие новых. В числе тех, кто уже был на фестивале, прежде всего, Мило Рау. В этом году у нас будет его спектакль «Пять легких пьес». На мой взгляд, Мило Рау — один из тех людей, которые вырабатывают язык будущего в театре. Он справедливо считает, что уже признанные приемы театра, в том числе документального, исчерпали себя. «Пять легких пьес» — спектакль о важной социальной проблеме, об ужасном случае известного бельгийского маньяка-убийцы, но в то же время это спектакль-исследование документального театра, самого театрального языка — и на стыке рождается свежее и необычное высказывание.

Был на фестивале ранее и Тимофей Кулябин. Его опера «Русалка» — это продукция Большого театра, она уже и так идет, но мы посчитали важным еще раз подчеркнуть, что сейчас происходит «вторжение» новой, молодой режиссуры в мир музыкального театра — и приносит интересные художественные плоды. На этой «Территории» пойдет российская премьера оперы еще одного постоянного участника фестиваля, Бориса Юхананова, — «Октавия. Трепанация», которая когда-то ставилась на фестивале в Амстердаме, а теперь наконец-то доехала до Москвы.

И, конечно, мы открываем новые имена. Тут есть парадоксы: мы привозим «Соло Мег Стюарт» — и сам факт, что Мег Стюарт, такой «Гротовский для танцевального театра», как правильно сказал один из хореографов, является «открытием», — я бы сказал, позорен для нашей театральной жизни. Вряд ли можно сказать, что работы Мег Стюарт — это демократический театр; нет, это не для миллионов, но мало кто в современном танце в последние десятилетия так значимо повлиял на сам язык танцевального театра. При этом в России она никогда не показывала свои работы. На «Территорию» Мег Стюарт привозит свои собственные соло (не спектакль) — у всех, кто интересуется современным танцем, появится возможность получить из первых рук ее метод, «пропущенный» через ее собственное тело. Для первого знакомства, мне кажется, это самый правильный вариант — чтобы приехала она сама.

Два других режиссера, — это все-таки «открытия», они сравнительно молоды. Спектакль «Медея» Саймона Стоуна закрывает «ретроспективу», которую в этом году, не сговариваясь, начали несколько московских фестивалей. Тут мы третьи после Чеховского фестиваля и «Золотой маски», но точно не последние. Стоун часто берет классические сюжеты, переносит их действие в современность, переписывает пьесы вместе с актерами — и вообще очень много сотрудничает с исполнителями при создании спектаклей. Но актеры актерам рознь, поэтому и результаты у него выходят разные. В данном случае он работал с лучшей, на мой взгляд, труппой современной Европы, известной нам как Toneelgroep Amsterdam под руководством Иво ван Хове — сейчас они прошли ребрендинг и называются Internationaal Theater Amsterdam. И спектакль «Медея», на мой взгляд, — тот случай, когда методика Стоуна, его современный нервный взгляд на классику очень «лег» и срезонировал с прекрасными возможностями актеров.

Каролин Нгуен — это тоже новое имя: французская режиссерка (скажем так, следуя новым веяниям) вьетнамского происхождения. Ее «Сайгон» — спектакль о постколониальном синдроме, о сложных взаимоотношениях Франции с Индокитаем и, в частности, с Вьетнамом, который был французской колонией. Но это не столько политическое высказывание, сколько человеческое и художественное, очень интересное с точки зрения театральной материи. Простые истории любви, дружбы, расставаний, скрещений судеб людей, оказавшихся между двумя странами. Вроде бы к нам это имеет отдаленное отношение, но мне кажется, что постколониальный синдром знаком России не меньше, чем Франции или Великобритании. Это наши общие в современном мире проблемы, поэтому соотнести то, что будет на сцене в спектакле «Сайгон», с нашими ощущениями и надеждами будет не так уж сложно для думающего зрителя”.

Комментарии
Предыдущая статья
Роман Габриа ставит в “Мастерской” авторский спектакль об Иисусе 06.10.2019
Следующая статья
Спектакли Бычкова, Патласова, Серзина и проект Уты Плате привезут на КРЯКК 06.10.2019
материалы по теме
Новости
Чеховский фестиваль — 2025 объявил программу
XVII Международный фестиваль имени Чехова опубликовал программу. На смотре, который пройдёт в Москве с 23 мая по 25 июля 2025 года, будут показаны 14 спекталей из 12 стран мира.
Новости
«Любимовка-2024» опубликовала шорт-лист
Сегодня, 25 ноября, фестиваль «Любимовка» поделился в соцсетях списком пьес, вошедших в основную программу этого года. Ознакомиться с текстами можно уже сейчас, они опубликованы на сайте «Любимовки».