17 декабря в катакомбах Петрикирхе петербургский театр post выпустит еще одну премьеру этого года. В основе спектакля тексты новгородских берестяных грамот, датированных XI – XVI веками, структурно объединенные с «Хорошо темперированным клавиром» Иоганна Себастьяна Баха.
В новой постановке “Хорошо темперированные грамоты” театр post продолжит работу по освоению нетеатральных текстов театральными методами. Впервые найденные в 1951 году берестяные грамоты изменили наше представление о русской истории, наделив ее человеческим лицом. На сегодняшний день на территории Новгорода найдено более 1000 грамот, и это уникальный источник информации о прошлом. За каждой грамотой — сюжет повседневной жизни: долговые обязательства, жалобы на притеснения, признания в любви. В спектакле театра post берестяные грамоты рифмуются с шедевром западноевропейского музыкального барокко — «Хорошо темперированным клавиром» И.С. Баха — и становятся драматургической основой спектакля об особенностях человеческой памяти, работе органов чувств и способах восприятия информации.
Режиссер спектакля, Дмитрий Волкострелов, дал комментарий журналу ТЕАТР.: «Грамоты как текст возникли абсолютно случайно, года два назад я прочитал материал о них, заинтересовался, нашел сайт gramoty.ru, на котором выложены все находки, и увидел в них интересные тексты для возможного спектакля. Там есть и оригинал, и перевод, но тут нужно понимать – особенность письма того времени такова, что переводчики – не совсем переводчики, они, скорее, интерпретаторы. Поэтому возникает такая двойственная ситуация, когда с тобой, с одной стороны, работает очень старый текст, а с другой – когда он переведен, он уже становится очень современным. Вот на этой границе мы и пробуем создать спектакль; одна из вещей, которую мы пробуем осуществить – работа памяти, как мы сегодня соотносимся с таким далеким временем. А «Хорошо темперированный клавир» возник и остается как некая структура, сообразно которой спектакль будет существовать».
Напомним, что театр post, манифестирующий свою принципиальную творческую позицию как работу исключительно с текстами современных авторов, в прошлом сезоне поставил спектакль «Художник вовне и изнутри», основанный на комментариях к дневникам и самому дневнику живописца XVI века Якопо да Понтормо. Дмитрий Волкострелов на этот комментарий ответил: «Хотя наше движение вглубь веков – всего лишь цепь случайных закономерностей, похоже, будем переписывать свой манифест».
На фото: Дмитрий Волкострелов, Иван Николаев и Алена Старостина во время творческой экспедиции в Великий Новгород, октябрь 2018. Фото из архива театра post.