Вышел новый, 42-й номер журнала ТЕАТР.: «Опера между архаикой и прогрессом», где собран путеводитель по всем оперным фестивалям мира, а также написана энциклопедия мировой оперной режиссуры.
Особый интерес к опере был подогрет в период карантина, когда все мировые оперные театры стали выкладывать в открытый доступ свои лучшие постановки абсолютно бесплатно. Так, любой человек с самым разным социальным положением из любой точки мира смог бесплатно увидеть спектакли Роберта Уилсона, Дмитрия Чернякова, Ромео Кастеллуччи и других знаменитых режиссеров.
Главный редактор Журнала ТЕАТР. Марина Давыдова в своей вступительной колонке рассказывает об основных сюжетах нового номера:
«Мы пытаемся проследить, — рассказывает Марина Давыдова, — как опера вырывается за пределы интерпретационных режиссерских жестов. Как выходит за пределы оперных домов и активно осваивает места, для нее, казалось бы, не предназначенные. Как демократизируется, овладевает новыми форматами — site-specific, plant-opera, бэби-опера. Как в ней прорастают немыслимые прежде горизонтальные связи. Как современный композитор вторгается в пространство режиссуры, не становясь при этом режиссером, и наоборот — как он им неожиданно становится. Как хореографы вдруг обретают в оперном театре власть, а фундаментальные принципы барочного оперного зрелища — актуальность. Мы стараемся рассказать, что скрывается за словосочетанием opera studies.
В номере 2012 года прогрессивные преобразования в оперном мире были неразрывно связаны для нас с утверждением верховенства режиссера. В номере, сделанном в 2020-м, мы пытаемся понять, как чувствует себя самый прогрессивный и самый архаичный жанр в эпоху, когда пересмотру подверглись важнейшие основы нашей жизни, в том числе сами понятия “архаика” и “прогресс”».
42-й номер уже можно приобрести в книжных магазинах Москвы: «Театральные книги» в здании Центральной научной библиотеки СТД РФ; «Порядок слов» в «Электротеатре»; «Фаланстер»; «Циолковский»; «Ходасевич», а также в «Порядке слов» в Санкт-Петербурге.