Сегодня, 31 августа, в московской «Студии театрального искусства» прошёл сбор труппы. Художественный руководитель театра Сергей Женовач поделился планами на предстоящий 19-й сезон и рассказал о замыслах, связанных с юбилейным, 20-м сезоном.
Сезон 2023—2024 в СТИ станет необычным — отчасти в связи с предстоящим юбилеем. Напомним, «Студия театрального искусства» — несколько поколений выпускников мастерской Сергея Женовача на режиссёрском факультете ГИТИСа, где вместе учатся будущие актёры и режиссёры. Несколько последних сезонов в СТИ выходили только премьеры худрука театра Сергея Женовача (исключение — переработанная из дипломной работы постановка Егора Перегудова «Один день в Макондо»). В этом году театр объявляет «сезон учеников» — предполагается, что в СТИ стабильно будут выпускать новые спектакли режиссёры, в разное время окончившие ГИТИСовскую мастерскую Женовача.
В сезоне 2023—2024 СТИ планирует сыграть две премьеры. Первую из них в декабре представит выпускник первого набора мастерской, сокурсник основоположников «Студии театрального искусства» Уланбек Баялиев. Вместе с постоянным соавтором, художницей Евгенией Шутиной, он перенесёт на Основную сцену театра пьесу Брехта «Швейк во Второй мировой войне». Этот не самый известный брехтовский текст — антивоенная сатира, написанная в 1943 году. Напомним, бравый солдат Швейк был придуман чешским писателем Ярославом Гашеком в начале ХХ века. Этот персонаж «побывал» на Первой мировой войне, а Брехт переместил его в оккупированную Германией Чехословакию начала 1940-х годов. При жизни драматурга пьеса поставлена не была.
Вторая премьера, запланированная в СТИ на сезон 2023—2024, — спектакль Сергея Тонышева, выпускника последнего на сегодняшний день режиссёрского курса Сергея Женовача. В августе Тонышев представил в Театре на Таганке (на камерной площадке «Сцена на Факельном») постановку «Причал» по одноимённому киносценарию Геннадия Шпаликова. Задуманный им спектакль в СТИ станет своеобразным продолжением той работы: в ещё более камерном пространстве Малой сцены он выпустит в феврале премьеру по другому, более драматичному сценарию Шпаликова, — «Долгая счастливая жизнь». Художником спектакля станет Филипп Шейн.
Сам Сергей Женовач вместе с постоянной командой соавторов (художник Александр Боровский, художник по свету Дамир Исмагилов и композитор Григорий Гоберник) приступит в феврале к работе над премьерой, которой откроется юбилейный 20-й сезон. Спектакль под рабочим названием «Антон Чехов. Вишнёвый сад. Слов нет!» станет далеко не первым обращением СТИ к чеховским текстам самых разных форм и жанров: в репертуаре театра — «Три сестры», «Записные книжки» и «Три года». Однако, как говорит Женовач, будущая постановка должна стать новым опытом для «Студии театрального искусства»: «Есть предложение сделать необычную работу, немножечко разрушить привычную форму того, что мы всегда сочиняли и делали. Попытаться сыграть „Вишнёвый сад“ с минимумом слов — на действии, восприятии, на приезде, отъезде, продаже <вишнёвого сада в пьесе. — прим. редакции>, когда молчание становится основным выразительным средством».
Среди юбилейных планов, намеченных на 20-й сезон (2024—2025), — выставки в пространстве СТИ и в мемориальном музее «Творческая мастерская театрального художника Давида Боровского» (филиал Бахрушинского музея), издание книги об истории и творческом методе «Студии театрального искусства», а также масштабные гастроли в городах России. Что касается гастролей в сезоне 2023—2024, то пока анонсированы ближайшие — первое в истории СТИ участие в фестивале «Балтийские сезоны» (в сентябре театр покажет в Калининграде спектакли «Игроки» и «Старуха») и возвращение на другой смотр, Качаловский фестиваль в Казани, где в октябре театр сыграет новейшую премьеру — спектакль «Мандат».