Сегодня и завтра, 25 и 26 марта, в нижегородском мультимедиа-арт-пространстве ЦЕХ * пройдёт премьера спектакля Ярослава Францева «Кокон».
Напомним, масштабный мультидисциплинарный проект IZOTOP.LAB, придуманный хореографом и режиссёром Ярославом Францевым, стартовал в 2021 году. Результатом первого сезона проекта стали три спектакля в трёх городах России — каждая постановка была итогом лабораторной работы, сотрудничества учёных и современных художников. Получившийся хореографический сайнс-арт-триптих был посвящён прошлому, настоящему и будущему с точки зрения естественнонаучных концепций. Осенью 2022 года в Москве были показаны все три части: перформанс о будущем «ЭФИР / AETHER», копродукция компании RADI SVETA и калужского Инновационного культурного центра (ИКЦ) с участием актёров и танцовщиков Инновационного театра балета под руководством Ксении Голыжбиной; спектакль о прошлом «PLUMBUM», выпущенный Челябинскимй театром современного танца под руководством Ольги Поны (также в сотрудничестве с компанией RADI SVETA); самостоятельный московский проект RADI SVETA, спектакль о настоящем «ВОДА / AQUA» с участием независимых танцовщиков.
Новый сезон проекта IZOTOP.LAB было решено посвятить необычной и во многом неудобной теме — раковой клетке и процессу её мутаций. Языком современного театра в двух спектаклях — нижегородском и архангельском — предполагается попробовать закрыть своеобразное «слепое пятно» темы рака как таковой и одновременно исследовать раковую клетку как социальную метафору. «Драматургической основой театрального диптиха станут реальные истории пациентов, находящихся на этапе ремиссии болезни, интервью с врачами-онкологами, научные исследования об онкологических заболеваниях, их причинах и достижениях российской медицины в борьбе с раком», — сказано в пресс-релизе проекта. Оба спектакля будут предваряться специальными встречами — лекциями врачей-онкологов, — а создателей постановок консультирует научный куратор проекта, хирург Московского медицинского клинического центра «Коммунарка» Михаил Судаков.
О том, какой метафорический смысл можно увидеть в жизни раковой клетки и почему она стала темой хореографических спектаклей, режиссёр постановки «Кокон» Ярослав Францев рассказывает так: «Онкология — тема, которая волнует каждого в команде и в нашем окружении. Модель поведения клетки в организме очень схожа с поведением в социуме — причём как отдельного человека, так и общества в целом. Узнавая больше о биологических нюансах болезни, мне как художнику интересно осознать принцип жизни раковой клетки. Это клетка, которая идет против системности, клетка-мятежница, выстраивающая внутри человека собственную биосистему. Раковая клетка и опухоль как образ стремления к свободе ради свободы, причём осознающего, что уничтожает всё вокруг и сам будет уничтожен. Это движение — сознательный бунт, ведущий к смерти. Что движет этими клетками, которые осознают, что умрут? А они не лишены осознанности: опухоли способны искусственно создавать внутри себя подобие кровеносной системы, чтобы питать самих себя. В “Коконе” мы будем исследовать, какие чувства порождают болезнь внутри человеческого организма и как они влияют на него. Как чувство одинокости и обиды связаны с раком? И как твёрдое намерение человека жить связано с его выздоровлением?.. Через тело мы тоньше и объёмнее слышим наше подсознание. И спектакль в формате физического театра для нас — некий мостик, который, возможно, поможет людям чуть отодвинуть сам страх и пробудить стремление понять причины этой болезни и законы, по которым живёт наше собственное тело».
Соавторами Ярослава Францева в работе над «Коконом» стали хореограф Анна Румянцева, художник по костюмам Наталья Кранкова и нижегородский композитор Максим Хрычёв.