16, 17 и 18 сентября, в 21.30 на канале “Россия. Культура” пройдет премьера трехсерийного фильма историка театра, выдающегося театрального критика Анатолия Смелянского “Изобретение пространства”.
Новая авторская программа доктора искусствоведения Анатолия Смелянского будет посвящена трем крупнейшим театральным художникам России – Давиду Боровскому, Эдуарду Кочергину и Сергею Бархину.
Анатолий Смелянский дал эксклюзивный комментарий журналу ТЕАТР. о новом документальном фильме:
“Изобретение пространства” – это часть долгой работы, растянувшейся на 13 лет. Делал авторскую программу об интерпретациях классики (это 2006 год), решил поговорить с самыми важными (для меня, конечно) людьми российской сцены. Среди них были те, кто потом неожиданно станут героями других программ. Ну, архив заговорил. К 100-летию Любимова вдруг вспомнил наш разговор весной 2006-го в его кабинете, с расписанными стенами. Из того разговора в программу “Растущий смысл” вошли несколько фраз. В 2017 году уже не было на свете Юрия Петровича и я сочинил историю, где героем был тот же реальный Любимов, а второй Любимов, виртуальный, создавался моими портретными вставками. Возник новый для меня жанр, который иногда называют телевизионной эссеистикой. Ну, а когда вышел двухсерийный портрет создателя Таганки, возникла идея посмотреть другие беседы. И тут совершенно естественно возникла идея триптиха про художников. Все трое, Давид Боровский, Эдуард Кочергин и Сергей Бархин были не только моими давними друзьями, но и первыми художниками страны. Первыми по сути. Именно их усилиями произошли многие тектонические изменения в языке сценического искусства. Разговор с Боровским был на чердаке Школы-студии, там где работали студенты Олега Шейнциса. Через две недели после того разговора Давид отправился в Боготу с персональной выставкой и там, в Колумбии, скончался. Слава богу двое других моих собеседников живы и продолжают трудиться. С Кочергиным разговаривали в тогдашней его мастерской на Васильевском острове, а с Сергеем Бархиным в его квартирке недалеко от Курского вокзала. Так или иначе программа держится на столкновении и сопоставлении времен, лиц, характеров, искрит разными представлениями о том, что такое жизнь в искусстве. Ностальгическая нота господствует и это, думаю, объяснять не надо”.
Напомним, что Анатолий Смелянский является автором многочисленных статей и книг о русском театре. Кроме того, с 1997 года Смелянский активно сотрудничает с телеканалом «Россия. Культура». За это время им были созданы важнейшие циклы программ по истории Художественного театра, о ключевых персонах МХТ им. Чехова — «Тайны портретного фойе», «Михаил Булгаков. Чёрный снег», «Театральный лицей», «Растущий смысл» (2006), «Сквозное действие» (2007), «Михаил Чехов. Чувство целого» (2009) и «Предлагаемые обстоятельства», за которую он в 2005 году был удостоен национальной телевизионной премии «ТЭФИ».
К 150-летию со дня рождения А. П. Чехова Смелянский подготовил цикл передач о театре Чехова в ХХ и XXI веке «Живёшь в таком климате…» (2010), к 75-летию О. П. Табакова — «Олег Табаков. В поисках радости. (Театральная повесть в пяти вечерах)» (2011), за которую был удостоен ещё одной национальной телевизионной премии «ТЭФИ», «Мхатчики. Театр времён Олег Ефремова» (2012), «Константин Станиславский. После моей жизни в искусстве» (2013), «Силуэты» (2013).