27 и 28 февраля на Новой сцене Александринского театра пройдёт премьера спектакля «Шинель М» по мотивам повести Гоголя. Синтетическая постановка Юрия Смекалова объединит современный танец с драматическим театром (режиссёр этой части спектакля — Илья Дель) и оперой.
Авторы «Шинели М» переплетают гоголевскую повесть с выдуманными репетициями спектакля на основе того же текста, которые в 1924 году — ровно 100 лет назад — ведёт режиссёр Всеволод М (то есть Мейерхольд). Смешивая временные и событийные пласты, создатели спектакля соединяют и разные типы театра, определяя жанр будущей постановки как «танцевальная драма». Любопытно, что оба режиссёра танц-драмы будут участвовать в ней и как актёры: Илья Дель в очередь с Иваном Батаревым будет играть Всеволода М, а Юрий Смекалов в очередь с Олегом Габышевым — Портного.
По замыслу создателей, Всеволод М рассматривает сюжет «Шинели» «через призму личных переживаний», «двух страстей»: любви к женщине (роль «Зинаиды Р», то есть Зинаиды Райх, в очередь будут играть Лаура Пицхелаури и Елена Калинина) и новой системы работы с актёрами — биомеханики. Акакий в версии Всеволода М получает возможность нового финала: пережив свою первую любовь, он может снова полюбить и обрести смысл.
Промофото спектакля «Шинель М» © сайт MAD company
«Для нас важно показать Акакия шире рамок понятия „маленький человек“, — рассказывает Юрий Смекалов. — Чтобы погрузить зрителей в процесс поиска, мы перенесли действие в театр, где проходят репетиции спектакля „Шинель“ под руководством Всеволода М, который работает с труппой с помощью метода „биомеханика“. Эта идея родилась в момент разработки декораций. Мы интуитивно пришли к эстетике конструктивизма и подумали, почему бы не перенести действие в 1920-е? Родилась идея: а что, если режиссёром в нашем спектакле будет Мейерхольд? Ведь мы играем на сцене, названной в его честь, да ещё и в год его 150-летия. Да, он никогда не ставил „Шинель“. Но когда мы начали фантазировать на эту тему, появилась многослойность ассоциаций: работа с движением в „биомеханике“, наш поиск в соединении драмы и танца, первая любовь Башмачкина, последняя любовь Мейерхольда, время НЭПа и наше желание дать этой истории другой финал. Мы хотим подарить зрителям надежду, что можно найти в себе силы преодолеть внутренние слабости, воспитанные обстоятельствами, социальным давлением, привычками. И пример Башмачкина показывает, как важно противостоять страхам, держаться мечты и любви как ориентира, источника силы. И если в мире Гоголя у Акакия нет шанса начать заново, найти новый смысл жизни и ещё раз полюбить, то в мире Мейерхольда в 1924 году он точно существует».
Музыку специально для спектакля написал Вартан Гноро, исполнять её будет вживую секстет музыкантов, а за вокальную часть постановки отвечает солистка Мариинского театра, сопрано Гелена Гаскарова. Юрий Смекалов работает над премьерой как хореограф-постановщик, режиссёр и генеральный продюсер спектакля (проектом занимается его компания «МЭД объединение»). Соавтор идеи и сопродюсер «Шинели М» — Александр Злотников. Также в постановочной команде спектакля — художник-постановщик Елисей Шепелёв, художник по костюмам Сергей Илларионов, художники по свету Константин Бинкин и Ксения Котенёва, художник по гриму Ольга Костенецкая и другие.
Акакия Б в очередь будут играть Виталий Куликов и Виталий Гудков. В роли Значительного лица зрители увидят актёра Театра имени Ленсовета Александра Новикова или директора — художественного руководителя «Приюта комедианта» Виктора Минкова. Также, помимо упомянутых выше артистов, в спектакле заняты Дарья Ионова и Мария Ширинкина (Шинель Кошка), Александр Челидзе и Роман Андрейкин (Старый капот), Григорий Попов и Павел Гасимов (Русский мороз), Ирина Поскоркова (Шинель Бобёр), Юлия Кобзарь и Татьяна Ткаченко (Шинель Белка), Александра Сергеева (Шинель Лиса), Анна Кузнецова (Шинель Кролик), Злата Ялинич и Дарья Пластун (Шинель Куница), Дарья Нарицына (Шинель Собака), Антон Леонов (Начальник департамента), Евгений Шолков и Павел Филиппов, Артём Кисаков, Лёня Нечаев (Чиновники 1, 2, 3).