С 19 по 22 апреля в Перми прошел фестиваль-конкурс «МОНОfest». Сегодня жюри объявило победителей.
В 2019 году фестиваль моноспектаклей «МОНОfest» впервые стал международным. В этот раз пришло более 50 заявок из разных городов России, а также из Франции, Албании, Финляндии, Испании, Италии, республики Беларусь, Армении. Участниками стали 10 постановок, в которых на сцене присутствовал только один исполнитель. В афишу вошли драмы по мотивам русской и зарубежной классики, балет и моноспектакли по современным пьесам. Спектакли были показаны на площадках Пермского Дома актера, на «Сцене-Молот» Пермского академического Театра-Театра, в Пермском ТЮЗе и в Частной филармонии «Триумф».
В состав жюри этого года вошли российские театральные критики Татьяна Тихоновец (председатель) и Алла Шендерова, арт-директор Псковского театра имени А. Пушкина и критик Андрей Пронин, а также режиссер и победитель фестиваля «МОНОfest – 2018» Александр Ряписов. По итогам конкурса лауреатами фестиваля «МОНОfest-2019» стали:
В номинации “Лучший спектакль” – постановка «Брут – история собаки» по мотивам рассказа Людвига Ашкенази. Исполнитель – Александр Смирнов, Театр «Большая стирка», г. Пермь;
В номинации “Лучший режиссер” – Евгений Кочетков за спектакль «Последняя лента Крэппа» по пьесе Сэмюэля Беккета, Театр драмы им. Толстого, г. Брянск;
В номинации “Лучший актер” – Михаил Кривоносов за исполнение роли Крэппа в том же спектакле.
Двумя специальными призами жюри были награждены спектакль по текстам Клима «Идущая за предел» финского «TEATR ZA» (режиссер – Алексей Янковский, исполнитель – Елена Спирина, г. Хельсинки) – “За изысканность театральной формы”, и постановка по рассказам Василия Шукшина «Хомо Чудикус», получившая награду “За воплощение поэтики Василия Шукшина” (режиссер и исполнитель – Антон Зольников, Свердловский государственный академический театр драмы, г. Екатеринбург).
Приз Ассоциации театральных критиков был вручен режиссеру Якову Рубину за спектакль «Полет над гнездом кукушки» по мотивам романа Кена Кизи (исполнитель – Дмитрий Макляков, Камерный театр, г. Вологда).
“В этом году была сильная и насыщенная программа, иногда и вовсе по 4 спектакля в день – и это за 4 дня, – рассказала журналу ТЕАТР. критик и член жюри фестиваля Алла Шендерова. – Хороших работ оказалось больше, чем призов, что, с одной стороны, очень радостно, а с другой – усложняет работу жюри. После каждого показа проходили обсуждения с режиссером и публикой. И что приятно, и зрители (те самые, которых Теодор Курентзис три года назад организовал в Школу театрального зрителя), и создатели спектаклей говорили, что им очень важен и нужен прямой разговор с критиками. Мне очень понравился брянский спектакль “Последняя лента Крэппа”. С удивлением признаю, что для меня это была, наверное, лучшая постановка пьесы Беккета. При том, что я видела даже моноспектакль Роберта Уилсона. Внутреннюю линию Крэппа артист Михаил Кривоносов держит так, что я впервые поняла, что Крэпп – это и есть сам Беккет. Актер на сцене варил кофе, жарил яичницу, бормоча беккетовский текст и не обращая на нас особого внимания. Но перед нами был не дряхлый одинокий никому не нужный старик Крэпп, а личность масштаба самого драматурга – оторваться от него было невозможно. Я могла бы рассказать и про другие спектакли, ставшие в эти дни для меня открытием. В общем, Монофест – фестиваль очень высокого уровня. И хорошо бы он таким и остался”.