Сегодня, 7 июня в 20.00 Нидерландская национальная опера покажет спектакль «Саломея» Рихарда Штрауса в постановке Иво ван Хове.
«”Саломея” — один из величайших шедевров ХХ века, — рассказывает режиссер Иво ван Хове. — Произведение на самом деле шокирует, но все дело в музыке и в самой значимости темы. Почему это настолько шокирует? Потому что показана молодая женщина, которая никогда не испытывала интимной близости, но ее отчим дико желает ею обладать. И мы становится свидетелями того, как эта молодая женщина становится взрослой и может, наконец, освободить себя через насилие.
За долгое время, появилось множество клише, как нужно ставить оперу “Саломея”. Но я всегда пытаюсь вернуться к оригиналу. Я пытаюсь слушать музыку свежими ушами. Это очень важно, потому что в опере музыка рассказывает свою собственную историю. Однако я также возвращаюсь и к пьесе Оскара Уайльда. Какие изменения внес Рихард Штраус в сравнении с оригинальным текстом автора? Когда совершаешь такой анализ, становится многое ясно о мотивах композитора.
История происходит на фоне большой встречи религиозных, политических и военных лидеров, организованной Иродом в его летней резиденции, во дворце. Это задник истории. Но самый важный элемент спектакля — это декорация, которая вполне абстрактна. Ее можно описать, как вид субъективного мира, где люди движимы своим воображением и не столь зависят от реальности, которую они видят. Например, вполне поразительно то, что на первых двух страницах либретто три человека описывают луну, виднеющуюся на ночном небе, но делают это абсолютно по-разному, ведь это пробуждает разные эмоции в каждом из них. Мы берем эти реплики как очень важный знак. Это о людях, шагнувших вперед от реалистического фона к миру их собственных фантазий, где они живут, и каждый из них со своим собственным субъективным восприятием».
Главные партии в спектакле исполняют Ланс Райан, Дорис Соффель, Малин Быстрём в роли Саломеи и российский бас-баритон Евгений Никитин, которого признают лучшим исполнителем Иоканаана.
Спектакль можно будет увидеть на сайте театра и на его YouTube-канале. Запись останется в доступе ещё неделю после показа.