Прогулка в Амстербург

На питерском Летнем фестивале искусств «Точка доступа» показали «Другой город» Семена Александровского — совместную продукцию Pop-up театра и фестиваля.


Тенденция: становится все больше спектаклей, о которых можно писать только от первого лица. То есть, конечно, можно и по-другому, но тогда получится что-то вроде пресс-релиза. «Другой город» — одно из порождений той театральной тенденции, согласно которой спектакль — опыт интимный, глубоко индивидуальный. Тут нельзя не вспомнить Remote — московский или питерский. Правда, в отличие от «Другого города», зрители спектакля, придуманного знаменитыми швейцарцами и немцами из компании Rimini Protokoll, ходили группой и смотрели не только на прохожих, не подозревавших о том, что стали частью спектакля, но и друг на друга. Различий много — Remote превращал в сцену город, в котором развертывался; «Другой город», как и следует из названия, намеренно путает географию: физически вы вроде бы в Петербурге, но ощущениями — вроде и нет.
Премьера Pop-up театра, независимой театральной компании, возникшей в Петербурге совсем недавно, состоялась в рамках фестиваля «Точка доступа». Сам фестиваль существует уже второй год, его придумали критик и куратор Андрей Пронин и продюсер Филипп Вулах. «Точка доступа», как и, собственно, «Другой город», тоже интересуется географией и ее возможностями: театр, кино и паблик-арт, сведенные в единую афишу, осваивают новые, не предназначенные для показов и инсталляций пространства. События «Точки доступа» (в театральной части программы — именно полноценные самостоятельные спектакли, а не эскизы) меняют культурный ландшафт города, очеловечивают парадную музейность Петербурга. В этом году на Финляндском вокзале беседовали сиротливые герои Брехта (спектакль «Разговоры беженцев»), герои фильма Тарковского «Сталкер» бродили по сырому квадрату подвала протестантской церкви на Конюшенной. «Другой город» — спектакль-экскурсия для одного зрителя — начинается на набережной Фонтанки.
Писать о ней все-таки лучше от первого лица. Во-первых, потому, что спектакль требует от вас выбора. Физически маршрут один: от улицы Белинского, вдоль реки, до слияния с Невой, по мосту, мимо Летнего сада, вдоль Лебяжьей канавки, мимо Марсового поля, Инженерного замка, к цирку Чинизелли. Где-то за час проходишь небольшую петлю, охватывающую короткий отрезок Фонтанки. Но на самом деле маршрута три: «Другой город» предлагает прогуляться по Парижу, Венеции или Амстердаму. В руках — карта: на одной странице петербургский маршрут, на другой — выбранного тобой города. В топографии всех городов есть сходство — такая же продолговатая петля, вдоль реки, по центру, мимо церквей и солидных зданий. Еще наушники, в них — звуковой ряд, городские шумы, записанные режиссером спектакля Семеном Александровским во время поездок в названные города. Третье приспособление, с помощью которого смотрят (или слушают?) «Другой город» — смартфон с приложением, считывающим QR-коды; на пути — несколько остановок, каждая из которых предполагает просмотр видео или фото. По сути, накладываешь один город на другой, как будто сводишь переводную картинку — контуры, конечно, не совпадают, но ты вдруг чувствуешь себя в каком-то третьем пространстве — в зазоре между известными туристическими мекками.
Дело ведь не только в том, какой город ты выбрал. Еще вопрос — каким был Петербург в тот день и час, когда ты отправился на спектакль. Одно дело, когда толпы туристов сбивают тебя с ног, другое — когда бредешь по пустынному дождливому городу. Мой выбор пал на Амстердам и, кажется, именно его звуковая дорожка в наибольшей степени схожа со скупостью музыки Петербурга в рабочий день. В парижском саундтреке отчетливо стучат каблучки, здесь же люди будто бы растворены в общем гуле. Обрывки каких-то реплик лишь изредка врываются в шум колес, в дребезжание дорог. Амстердам стремителен и монотонен — неожиданное впечатление, совсем не совпадающее с привычной туристической картинкой, на которой пряничные домики жмутся друг к другу, по каналам медленно плывут прогулочные кораблики, набережные утопают в зелени, а ошалевшие туристы меняют один кофе-шоп на другой. Звук Амстердама — самый бессобытийный, в то время как запись Парижа полна уличных музыкантов, а Венеция говорит, в том числе, и голосами русских туристов, разливается в пении гондольеров и вздрагивает от слаженных выкриков студенческой демонстрации. Лишь постоянное позвякивание велосипедного звонка выдает Амстердам. Но если звуки и сюжеты Парижа и Венеции рождают ощущение аттракциона, волшебного технологичного фокуса, то запись Амстердама работает с твоим восприятием аккуратно и хитро, заставляя то и дело забывать, что ты, собственно, в наушниках: оборачиваешься, боясь попасть под машину, вздрагиваешь от окрика невидимого прохожего. Интересно идти, иногда приподнимая один наушник, — тогда две звуковые дорожки, сливаясь воедино, совсем отменяют законы физики, заставляя задуматься о самом понятии «здесь и сейчас».
В пресс-релизе говорится о том, что спектакль дает возможность виртуального путешествия, погружения в атмосферу другого города. Так оно и есть, тем не менее, возникают мысли о том, что технологии по нынешним временам развиты настолько, что погружение можно осуществить, не выходя из дома — пользуясь спутниками, городскими камерами, транслирующими изображение в сеть, приложениями вроде перископа. Тем более, если идти по маршруту «Другого города» слишком медленно, то запись может закончится еще до финальной точки путешествия. Да и понятно, что город и его звуковая среда меняется каждую секунду. Наверное, главная ценность спектакля в другом — в том, что за записью ты угадываешь опыт другого человека и накладываешь его на свой, получаемый здесь и сейчас, физически осознаешь множество информационных потоков, влияющих на твой взгляд. Ты как бы становишься очень отдельным — от этих домов, от набережной, от случайных прохожих. «Другой город» будто изымает тебя из привычного контекста. Дарит панорамное видение.

Комментарии
Предыдущая статья
Соло для одного вокзала и двух актеров 09.08.2016
Следующая статья
Владимир Панков: “Идеальных худруков не бывает” 09.08.2016
материалы по теме
Блог
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…
Блог
«Её личная религия – помогать людям». К юбилею Алисы Бруновны Фрейндлих
Сегодня вся театральная Россия и, конечно же, Большой драматический театр имени Товстоногова отмечают юбилей Алисы Бруновны Фрейндлих. Поверить в её возраст невозможно. Как невозможно не любить эту крошечную женщину и великую актрису, которая для всех, кто имеет счастье её знать,…