Сегодня, 27 ноября, на Большой сцене Псковского театра драмы им. А.С. Пушкина пройдёт премьера постановки Сергея Потапова «Зойкина квартира». Спектакль по пьесе Булгакова — главное событие «Потапов-феста», посвящённого творчеству якутского режиссёра.
В постановке «Зойкина квартира» по пьесе Булгакова, описывающей времена НЭПа, Сергей Потапов стремится уйти от воспроизведения примет времени, создавая трагическую историю с элементами мистики. «Двигатель действия в „Зойкиной квартире“ — криминальная история, — рассказал режиссёр пресс-службе театра. — А криминал, можно сказать, на все века. Он не устаревает. Сам Булгаков определил жанр как трагическая буффонада. Это такое окарикатуривание, гротескное изображение реальности. Её поэтому в своё время и разрешили к постановке, что она выпячивала, сатирически показывала какие-то отвратительные, дурные явления тогдашней жизни. Но в определении Булгакова есть слово „трагическое“, и вот оно меня особенно зацепило. У нас получается именно трагическая, мистическая история. Мы отсылаем зрителя к „Фаусту“ Гёте. В пьесе присутствует некая „мифическая личность“, которая проживает в одной из комнат квартиры и якобы находится в командировке. Вот мой спектакль и начинается с этого существа. Кто это? Я думаю, что между ним и Зоей был заключён какой-то контракт. Она делает справку, что в её квартире будет ателье мод, а я предполагаю, что она заключила договор с Мефистофелем, или с Воландом, который тайно находится в квартире. Всё это линии, которые прямо ведут к роману „Мастер и Маргарита“. Мы в спектакле говорим о творчестве Булгакова в целом, о его видимых и невидимых сторонах и связях».
По мнению Сергея Потапова, «Зойкина квартира» — это история потерянного рая, который Зоя Пельц желает вновь обрести. «Этого же хотят и другие персонажи — Алла Вадимовна, Александр Аметистов. Они хотят убраться отсюда. Вернуться в мир, где светло, чисто, где нет грязи. Тот мир, в котором они живут, — это мир постапокалипсиса», — говорит режиссёр.
Финал этой истории, как обещают создатели спектакля, будет отличаться от булгаковского, поэтому режиссёр советует перед просмотром «Зойкиной квартиры» перечитать пьесу. «Классической постановки вы не увидите. Это будет моя трактовка, моё видение этой пьесы. Я думаю, что так „Зойкину квартиру“ ещё никто не ставил», — сказал Сергей Потапов.
Главную роль в новом спектакле Псковского театра драмы сыграют две исполнительницы. 27 ноября на сцену выйдет приглашённая актриса — артистка Санкт-Петербургского драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской Кристина Кузьмина. 1 декабря в роли Зои Пельц зрители увидят актрису Псковской драмы Наталью Петрову. В спектакле также заняты Камиль Хардин, Максим Плеханов, Денис Кугай, Ксения Чехова, Ангелина Курганская, Георгий Болонев, Линда Ахметзянова и другие.
Спектакль оформляет эстонский сценограф Эрвин Ыунапуу, художник по костюмам — Александр Стройло, художник по свету — Стас Свистунович. Хореография Илоны Гончар.
Сергей Потапов — режиссёр театра и кино, актёр. Окончил актёрское отделение Якутского колледжа культуры и искусства. С 1996 по 1999 работал актёром Саха академического театра им. П.А. Ойунского. В 2004 году окончил ГИТИС (режиссёрский факультет, мастерская Марка Захарова). С 2003 года — режиссёр Саха театра. Ставил спектакли в России, Франции, Эстонии, Казахстане, Узбекистане, Хорватии. Среди его работ — «Макбет» по Ионеско и «Мой друг Гамлет» по Шекспиру в Саха театре им. П. Ойунского, «Дни Турбиных» Булгакова в Русском драматическом театр им. А.С. Пушкина в Якутске, «Тарас» Башкирова по повести «Тарас Бульба» Гоголя в театре «Балтийский дом» в Санкт-Петербурге, «Оборотень» Кицберга и «Ванапаган» Башкирова в театре «R.A.A.A.M.» в Таллине, «Ричард III» Шекспира в Русском театре Эстонии, «Мечта мира» по собственной пьесе в театре «Le Hublot» в Париже.