Сегодня, 16 сентября, в Театре имени Вахтангова сыграют первую премьеру сезона 2022-2023 — спектакль Владислава Тутака «Последний сон Уточки» (12+).
Премьеру выпускают в самом камерном пространстве Вахтанговского — на площадке «Студия». Это подвальная комната на 35 зрительских мест. Участниками спектакля «Последний сон Уточки» стали молодые артисты — стажёрская группа театра, набранная этим летом.
Ученик Руслана Кудашова, молодой режиссёр театра кукол Владислав Тутак был приглашён на постановку директором Вахтанговского Кириллом Кроком после показов спектакля «Лев и Птичка». Эта работа, осуществлённая Тутаком в петербургском Большом театре кукол (БТК), вошла в лонг-лист «Золотой Маски-2022», а годом ранее приезжала в Москву как часть фестивальной офф-программы «Маска Плюс». Любопытно, что «Последний сон Уточки» можно рассматривать как своеобразное продолжение того спектакля: «Лев и Птичка» также был предназначен для семейного просмотра и посвящён теме принятия смерти. Однако тогда речь шла об утрате, теперь же — о том, что ждёт тебя самого. «Как-то так получается, что сейчас меня не отпускает тема предела, конечности человеческой жизни, — говорит Тутак. — Может быть, возраст такой. Может быть, время и обстоятельства, в которых мы сейчас находимся, накладываются…».
«Memento mori. Это не об унынии, — говорится в описании спектакля на сайте Вахтанговского. — Это об умении радоваться каждому дню, пусть даже всё может закончиться в любой момент. Но отчего мы так страшимся этого естественного для всего живого финала?». По словам Владислава Тутака, создатели премьеры стремились создать светлый спектакль, выводя «страшную» тему из зоны табуированного в пространство диалога и личной рефлексии участников и зрителей.
Отправной точкой для создания пьесы Клавы Ильиной стала история в картинках, сочинённая выдающимся немецким автором-иллюстратором Вольфом Эрльбрухом. Однако сказка Эрльбруха в версии Ильиной и Тутака расширена до философского и психотерапевтического наблюдения — в тексте использованы фрагменты «Иконостаса» Павла Флоренского, а действие разделено на микроглавы, озаглавленные согласно «модели Кюблер-Росс». Напомним, психолог Элизабет Кюблер-Росс выделила пять этапов принятия смерти: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие.
Главными действующими лицами «кукольной притчи», как обозначен жанр спектакля, стали Уточка и Смерть — обе представлены на сцене планшетными куклами, которыми управляют участники спектакля, драматические артисты. При этом существование в живом плане составляет меньшую часть действия. Отметим, что, хотя для Вахтанговского театра кукольный спектакль является «неформатом», эстетика театра кукол и самой постановки Тутака во многом близка и художественному языку Евгения Вахтангова, и общей стилистике сегодняшнего Вахтанговского. Кукол для «Последнего сна Уточки» создала Марина Завьялова, главный художник петербургского БТК.
В постановочную команду, помимо Владислава Тутака и Марины Завьяловой, вошли художник-постановщик Николай Слободяник, художник по костюмам Светлана Тужикова, художник по свету Ксения Козлова, композитор Игорь Ушаков и другие. В спектакле заняты Карен Овеян, Эюб Фараджев, Семён Арзуманов, Виталий Иванов, Каролина Койцан, Полина Бондарь, Сергей Барышев и Клим Кудашкин.
Владислав Тутак — выпускник РГИСИ-2021. Помимо эскизных и лабораторных показов, а также совместных работ с другими режиссёрами курса при БТК, Тутак поставил спектакли «Лев и Птичка» в БТК, «Родькин чердак» в петербургском театре «Суббота», спектакль-инсталляцию «Дым» в тюменском Молодёжном театральном центре «Космос» (лонг-лист «Золотой Маски-2022»).