С 9 января спектакль Бориса Павловича «Исследование ужаса» будут играть в новой локации – Музее Иосифа Бродского «Полторы комнаты» в Петербурге.
Название спектакля отсылает к главной философской работе писателя и философа из круга обэриутов Леонида Липавского «Исследование ужаса». В 2024 году вышло переиздание полного собрания его сочинений, выявленных на сегодня, где к семи работам первого издания («Трактат о Воде», «Исследование ужаса», «Определëнное», «О Телесном сочетании», «Сны», «О преобразованиях» и «Разговоры») прибавилось ещë девять. В 1933–1934 годах Липавским были записаны (и в 1993 году впервые опубликованы) разговоры, в которых участвовали «чинари» – Даниил Хармс, Николай Заболоцкий, Яков Друскин, Александр Введенский и Николай Олейников. Некоторые из них входили в ОБЭРИУ, но круг чинарей не был официальным объединением. Собеседники упражнялись в словесных поединках и обсуждали что угодно, кроме актуальной для 1930-х годов повестки и своего зыбкого социального статуса (напомним, Олейников был расстрелян в 1937-м, Введенский арестован в 1941-м, Хармс умер в тюремной больнице в 1942-м, Липавский пропал без вести на фронте в 1941-м). Собирались они на квартире Липавского на Гатчинской за чашкой чая (или водки), что и определило пространство для спектакля Бориса Павловича.
В бывшей коммуналке на Мойке, 40, в арт-пространстве «Квартира», фонд «Альма Матер» и команда Бориса Павловича воссоздавала атмосферу тех самых посиделок в квартире Леонида Липавского. В 2018 году Павлович поставил тут спектакль «Разговоры», в котором профессиональные актëры и люди с РАС (расстройством аутистического спектра) пели хором, играли на аккордеоне, гадали, сочиняли стихи и просто разговаривали. Позднее в том же пространстве появилось «Исследование ужаса», где принимали участие только профессиональные актёры. Его играли и в подвале редакции «Петербургского театрального журнала» на Моховой, а на московских показах на «Золотой Маске» 2020-го года – в помещении редакции журнала «Новый мир», в котором Александр Твардовский решился опубликовать «Один день Ивана Денисовича» Солженицына.
Теперь возрождëнный спектакль будут показывать в Музее Бродского «Полторы комнаты», где писатель прожил 17 лет вплоть до отъезда в эмиграцию. Как сказано в анонсе спектакля, это не документальное воспроизведение исторического периода, а попытка разглядеть природу мышления и способов взаимодействия поэтов и философов прошлого века. У спектакля нет одной линии повествования, герои распределяются в пространстве, парами и тройками сходятся в словесных дебатах. В начале это развëрнутые монологи полных жизни и страсти художников, однако постепенно внутренние противоречия в группе нарастают и вскрываются глубокие психологические и идейные различия собеседников. Зрители могут выбирать, за кем им следить, или и вовсе отдохнуть и попить чай (спектакль идëт 3 часа 30 минут без антракта).
Борис Павлович рассказывает: «Жанр спектакля “Исследование ужаса” мы официально определили как “фотографирование разговоров”, а между собой на репетициях вспоминали про “косплей”. Это ролевая игра, в которой человек надевает на себя некоторый образ и существует в нëм в повседневной жизни. Так и мы затеяли игру в чинарей 1930-х годов: Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова, Друскина, Михайлова и Липавского. Актëры сочиняют своих героев, не скрывая разрыва с исторической правдой. Личины прототипов, как и задокументированные Леонидом Липавским в одноимëнной книге разговоры, становятся способом побыть кем-то ещë в реальной среде среди реальных людей. Именно поэтому “Исследование ужаса” невозможно показывать в традиционном пространстве».
Сам Борис Павлович примерит образ переводчика Данилова, Дмитрий Крестьянкин – Заболоцкого, Наташа Розанова – Олейникова, Юлия Захаркина – Друскина. Роль Липавского будут исполнять Яна Савицкая и Ксения Захарова, Хармса – Анастасия Бешлиу и Иван Кандинов, Введенского – Евгений Анисимов и Екатерина Алексеенко, жену Липавского Тамару – Кристина Токарева и Александра Никитина. Помимо режиссёра над спектаклем работают драматург Элина Петрова, художник Катерина Андреева, музыкальный руководитель Анна Вишнякова. Спектакль получил «Специальную Премию Жюри драматического театра и театра кукол» на «Золотой Маске» в 2020 году.