С 16 по 19 декабря на сцене объединённого Театра на Таганке пройдут премьерные показы мюзикла «Онегин» Алексея Франдетти по мотивам оперы Чайковского и романа в стихах Пушкина.
Идея поставить музыкальный спектакль по мотивам «Евгения Онегина» родилась у Алексея Франдетти в музее-усадьбе «Большие Вязёмы» в Подмосковье во время подготовки празднования дня рождения Пушкина. Режиссёр хотел сделать камерный мюзикл в реальных декорациях усадьбы, однако из-за пандемии формат изменился, но желание поставить спектакль осталось. Со своей идеей Алексей Франдетти обратился к Ирине Апексимовой, с которой они уже сотрудничали во время постановки мюзиклов «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» и «Последние пять лет» на сцене Театра на Таганке.
В основе нового спектакля Алексея Франдетти — канадский мюзикл Onegin. Его авторы Эмиель Глэдстоун и Веда Хилли создали свою интерпретацию оперы Чайковского и романа Пушкина в 2016 году. «Несмотря на глубокое уважение к первоисточнику, есть в их спектакле вещи, которые пришлось обратно поменять, — рассказал Алексей Франдетти журналу ТЕАТР., — чтобы русский зритель нервно не вскакивал со своего кресла и не говорил, что такого не может быть. Как, например, в сцене с письмом, которое Татьяна отдавала няне (в первоисточнике и нашем спектакле), а не Ольге, как это происходит в канадском мюзикле. В некоторых моментах мне захотелось услышать оригинальный текст Александра Сергеевича, и мы договорились об изменениях. Несколько номеров были написаны специально для нас. К счастью, у нас наладился контакт с авторами, и практически ежедневно мы созваниваемся и уточняем какие-то моменты, проговариваем, что-то добавляем или, наоборот, сокращаем — такой замечательный творческий процесс».
С Онегиным, по признанию режиссёра, у него многое связано. Первая встреча с «энциклопедией русской жизни» у Алексея Франдетти произошла во время болезни, когда ему было около десяти лет. «Несколько месяцев я пролежал в кровати и от нечего делать начал учить „Онегина“ наизусть. — рассказал режиссёр журналу. — Так он очень плотно вошёл в мою жизнь. С „Евгением Онегиным“ я поступал в Школу-студию МХАТ, „Письмо Татьяны“ было моим дипломом по сценической речи. Поэтому у меня, как и у каждого русского человека, свой Онегин».
Герои романа по замыслу авторов спектакля будут очень современными, такими, какими они представали перед первыми читателями. Алексей Франдетти отметил: «Когда роман выходил по главам на протяжении шести лет, это был своеобразный захватывающий сериал. Люди ждали и подключались к реальным проблемам этих героев, которые были современниками первых читателей. То же самое пытаемся в нашем спектакле сделать и мы: чтобы история Онегина была представлена глазами современников этого произведения, а не тех людей, которые на протяжении многих лет проходят его в школе».
Над художественным оформлением спектакля работают сценограф, художник по костюмам Анастасия Пугашкина и её ассистент Екатерина Гутковская. «Стилистика, в которой написан мюзикл, и которой подчинены и декорации, и костюмы, — это инди-рок, — рассказала Анастасия Пугашкина пресс-службе театра. — Конечно, режиссёр хочет оставить Пушкина Пушкиным, а русскую душу русской душой, но в спектакле объединилось немало субкультур. Что-то пришло из хиппи (авторы канадского „Онегина“ вдохновлялись культовым мюзиклом „Hair“ времён хиппи), что-то взято из цыганской культуры. Мы вовсю используем стиль бохо, а на сцену ставим огромный автобус, трансформирующийся то в фудтрак, на котором дядюшка Трике приезжает на именины к Татьяне, то в разводные мосты Петербурга, и на их фоне происходит вечеринка Midsummer night — своеобразный бал животных из сна Татьяны».
Роль Онегина в спектакле исполнят Павел Лёвкин и Максим Маминов, Татьяны — Софико Кардава и Наталья Инькова, Ольги — Дарья Алыпова и Анастасия Вивденко, Ленского — Иван Коряковский и Александр Казьмин.
«Основная мысль, которую доносят наши герои, — говорит Алексей Франдетти, — не пропустите любовь. Это то драгоценное и по-настоящему редкое чувство и счастье, которое нельзя упускать. Иначе заплатить за это придётся немаленькую цену».