В московском театре «Около дома Станиславского» 3 и 4 марта играют премьеру — спектакль «Ревизор». Режиссёр (он же художник) — Антон Фёдоров, ученик Юрия Погребничко, видеохудожник — Надежда Федотова. Список участников спектакля на сайте — перечень имён, начинающийся со слова «исполняют». Эта формулировка неслучайна.
Антон Фёдоров рассказал журналу ТЕАТР. о своём видении «Ревизора» — одновременно гоголевском и современном: «Это спектакль о пустоте. О том, как и чем мы заполняем эту пустоту, какими смыслами. О нашем выборе. Кем мы являемся в этом пространстве. О том, что всё самое страшное, как и самое прекрасное, мы создаём собственными руками. И называем это всё мы сами. Этого ничего не существует в пространстве космоса. Существует только пустота.
В этой ситуации нам остаётся только искать. Мы не знаем, что нужно искать, мы можем только почувствовать что-то, что находится за границами, как нам кажется, понятной нам реальности. Сон — во многом недооценённое пространство. Сам факт этой игры сознания, на мой взгляд, ставит под сомнение монополию существования окружающего нас мира. Возникает вопрос: что есть сон? Как мы существуем во сне? Должны ли мы чувствовать ответственность за поступки, которые мы неосознанно совершаем во сне? Актуальны ли во сне критерии морали? Для нас очевидно, что нет, — и это, как мне кажется, трагическая ошибка. Ведь это по-прежнему мы. Это игра нашего индивидуального сознания, которую мы оправдываем неосознанностью и бесконтрольностью.
Мы попытались переосмыслить классический текст именно в этом ключе. С точки зрения отсутствия каких-либо исторических обстоятельств и всего прочего, что привязывало бы нас к срезу времени, которое определяет христианское сознание. Попытались посмотреть на классическую пьесу как на вечную тему… а именно как на тему пустоты. Попытались найти язык, который бы выразил наше присутствие в этом пространстве. Язык, на котором об этом можно было бы поговорить со зрителем. Пространство, где слово теряет свой смысл и превращается в звук, в эмоцию. Это попытка сформировать звукопись. Перенести внимание на звук, на то, что между слов. А между слов — пустота. Если во сне не существует моральных критериев, то возникает такое понятие, как „вседозволенность“. Оно не осознаётся нами во сне и в конечном итоге перестаёт осознаваться нами в реальности. Сейчас, на мой взгляд, мы находимся ближе всего к чувствованию этой пустоты. И хотелось бы выразить это в современности… найти созвучие».
Примечательно, что в спектакле используются фрагменты интервью Олега Каравайчука — художника, чьё творчество и личность не только во многом органичны стилистике театра «Около», но и, очевидно, дают дополнительное пространство для осмысления темы пустоты и сновидения (тоже вообще характерных для «Около»).
Главную роль в «Ревизоре» играет приглашённый артист — Семён Штейнберг, актёр «Гоголь-центра» с оригинальным для ГЦ бэкграундом: окончил Щукинское училище, десять лет проработал в Театре Джигарханяна — и был приглашён Кириллом Серебренниковым на главную роль в спектакль «Мёртвые души» (он играет Чичикова или Манилова, меняясь с Одином Байроном). Очевидно, эта работа с гоголевским материалом, решённым в нетривиальной эстетике, помогает артисту и в работе над «Ревизором».
Сегодня в репертуаре Штейнберга — роли в спектаклях «Девять» и «Озеро» Сергея Виноградова, с которым он работал ещё в Театре Джигарханяна, работа в хореографическом спектакле «Шекспир» Евгения Кулагина и, конечно, роли в спектаклях Кирилла Серебренникова — «Идиоты», «Кому на Руси жить хорошо», заглавная роль в спектакле «Кафка» и Дон Гуан в «Маленьких трагедиях» (он же — Иван в «Скупом рыцаре»).
О том, почему именно Штейнберга он пригласил на главную роль, Антон Фёдоров рассказал журналу ТЕАТР.: «Мы с Сеней заканчивали один и тот же театральный институт, Щукинский. Я поступил на первый курс, он учился на втором, кажется. Ну и были совсем необязательно знакомы. Спустя некоторое количество лет мы сыграли главные роли в пилоте сериала, который, к сожалению, так и не вышел. Там-то вместе с режиссёром этого пилота Женей Никитиным мы решили продолжить что-то делать вместе. В результате сняли втроём короткометражный фильм, работа над которым, я надеюсь, в скором времени будет завершена. И роль в спектакле „Ревизор“ тоже есть результат такого вот творческого союза, если можно так выразиться. Семён очень талантливый артист, который в крайне ограниченные сроки выпуска спектакля, с бесконечными перебежками из „Гоголь-центра“ и обратно, прыгнул без преувеличения в неизвестность и своим присутствием (я имею в виду не только физическое присутствие) задал спектаклю, на мой взгляд, правильный тон».
Напомним, Антон Фёдоров окончил актёрский, а затем режиссёрский факультеты Щукинского училища (на режиссёрском учился у Юрия Погребничко). Играл в театре «Около дома Станиславского». Является художественным руководителем детского театрального проекта «Невзрослый театр».
В числе режиссёрских работ — спектакль «Земляки» по повести Мустая Карима и «Шукшин» по рассказам Василия Шукшина в Салаватском государственном драматическом театре, «Пьяные» по пьесе Ивана Вырыпаева в Стерлитамакском государственном русском драматическом театре, «Где ты был так долго, чувак?» в саратовском театре ДТКУ (об этой постановке, выросшей из идеи Розы Хайруллиной, журнал ТЕАТР. писал ранее).
Фото: okolo.ru.