Сегодня и завтра, 3 и 4 декабря, в Новом зале Театра музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой пройдёт премьера спектакля Гульназ Балпеисовой «Нянины сказки» (12+).
Жанр постановки обозначен как «музыкальная фантасмагория». Частью «фантасмагорической» составляющей станет сам выбор литературного материала — пушкинские сказки соединятся с «Гадким утёнком» Андерсена. При этом выбор текстов главного российского классика тоже нетривиален: две хрестоматийные истории — «Сказка о царе Салтане…» и «Сказка о рыбаке и рыбке» — будут дополнены неоконченной «Сказкой о Медведихе». Кроме того, в записи прозвучит фрагмент из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» в исполнении Иннокентия Смоктуновского.
Главную роль в премьере сыграет сама Елена Камбурова. Хотя её персонаж обозначен в программке как «Няня» и предполагает ассоциацию с Ариной Родионовной, создатели обещают уйти от привычного образа «милой старушки из Лукоморья»: она «словно примеряет на себя маску другой пушкинской героини — коварной и насмешливой Пиковой Дамы — вершительница судеб и кукловод, по щелчку пальцев которой сказочные персонажи оживают или замирают, поют оперные арии или танцуют танго», — сказано в пресс-релизе.
О персонажах подробнее рассказывает художница спектакля Ирина Пинова (Ютанина): «Герои этой истории — „заблудившиеся люди“, которые попадают в параллельную сказочную реальность, зазеркалье — таинственное и иногда пугающее. Они ищут выхода из замкнутой комнаты и окружающего их таинственного леса, скрывающего чудеса и опасности. Так же, как во сне, где мы порой оказываемся в фантастических местах и реалиях».
Музыкальную ткань спектакля составят «Картинки с выставки» Мусоргского в аранжировке для 4 голосов и струнного квартета, Ария Царевны Лебедь из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и авторские сочинения композитора спектакля Олега Синкина. Дополнят их фрагменты записей концертных выступлений Елены Камбуровой — музыка Свиридова, Жака Бреля и Эдуарда Артемьева.
По мнению авторов постановки, сказка как жанр — отнюдь не способ преодоления хаоса или бегства от болезненной реальности. Режиссёр Гульназ Балпеисова говорит: «Нам сейчас необходимы сказки. С помощью сказки ты преобразовываешь свою боль в нечто прекрасное: картину, песню, в другую сказку, а возможно, и в другую судьбу. Каждый человек — волшебник, и его боль может стать искусством».
Тема преображения боли в искусство для Балпеисовой стала ключевой в её предыдущих работах — прежде всего, в дебютной постановке в Театре Камбуровой, «Дороге» по новеллам Томаса Манна. На главную роль в этот спектакль ученица Римаса Туминаса пригласила коллегу по Вахтанговскому театру Максима Севриновского. Манна Балпеисова ставила и в созданном Туминасом Вильнюсском Малом театре. Любопытно, что вторая работа режиссёра в Театре Камбуровой — «24 часа из жизни женщины» — также была продолжением исследования знакомого автора: в Вахтанговском идёт спектакль-альманах «Стефан Цвейг. Новеллы», который открывается «Лепореллой» в постановке Балпеисовой.
Помимо режиссёра, художника и композитора, над премьерой работают режиссёр по пластике Доржи Галсанов, художник по свету Антон Литвинов и художник по гриму Анна Серякова.
Партнёрами Елены Камбуровой в «Няниных сказках» станут актёры Елена Веремеенко, Анна Комова, Евгения Курова, Алёна Парфёнова, Данил Можаев, Артур Сахаров, Евгений Астафуров, Роман Калькаев, Евгений Вальц, Александр Кольцов и Александр Мамедов, а также музыканты Дарья Барскова, Юлия Плисковская, Татьяна Масленникова, Елена Слободчикова и Николай Лянной.