10 декабря 2020 года на Камерной сцене Большого театра представят премьеру оперы «Искатели жемчуга» в постановке Владислава Наставшева.
Для Владислава Наставшева обращение к опере стало естественным продолжением работы в драматическом театре, где он часто выступает не только как режиссёр и сценограф, но и как автор музыки. Кроме того, он уже создавал музыкальные перформансы. Над своим первым оперным спектаклем он работает в сотрудничестве с художником по костюмам Елисеем Косцовым. Их предыдущая совместная работа – спектакль «Спасти орхидею» в Гоголь-центре (2019) — был номинирован на «Золотую Маску-2020». Дирижёр-постановщик – Алексей Верещагин.
Опера «Искатели жемчуга» стала театральным дебютом Жоржа Бизе. Однако премьера, которая прошла 30 сентября 1863 года в «Théâtre-Lyrique» (Париж), не имела большого успеха. Критика упрекала композитора в излишке «гармонических странностей» и в подражании Вагнеру.
«Мне показалось, что бьющий через край романтизм и в каком-то смысле сладость, которая присутствует в музыке, лучше всего прозвучат в строгом оформлении, – говорит Наставшев. – Поэтому мы отказались от ориентальных мотивов и вообще каких-либо визуальных аллюзий и попытались создать некое надбытовое измерение, максимально отвлеченное от конкретного времени и места действия. Это “чистое“ пространство идеально для сакральной атмосферы, погружения в медитацию. На сцене – община, которая рассказывает историю (действие оперы разворачивается на фоне религиозных обрядов). Четыре главных героя – это тоже часть общины, часть её первобытного сознания».
Важную роль в спектакле играет язык жеста – каждое скупое движение наделяется особым смыслом, даже поворот головы становится событием. Хореография построена на синхронном, формальном рисунке, а цвет и свет, их соотношение и взаимодействие задают смены настроения.
По мнению создателей спектакля, через минимализм, близкий к перформативности, можно добиться большей свободы высказывания, потому что главная задача – не иллюстрировать события, а дать возможность зрителю представить эту историю, совершив погружение внутрь себя.
Оперу часто изменяли, поэтому с 1970-х неоднократно предпринимались поптыки вернуть ей облик наиболее близкий к первоначальному. На основе авторской дирижёрской партитуры, обнаруженной только в 1990-х годах, а также рукописей из Национальной библиотеки Франции дирижёр Брэд Коэн в 2002 году создал новую редакцию, максимально приближенную к оригинальной версии. После того, как её опубликовало издательство Edition Peters, интерес к «Искателям» вспыхнул с новой силой. Они прозвучали в Королевской опере Ковент-Гарден, Английской национальной опере, Метрополитен-опере, Опере Цюриха, парижской Комической опере. На Камерной сцене Большого «Искатели жемчуга» впервые прозвучат в новой редакции.
Напомним, Владислав Наставшев родился в 1978 году в Риге. В 2004 окончил актёрский факультет Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (мастерская Льва Додина). Режиссёрское образование получил в драматическом центре Лондона (Центральный колледж искусства и дизайна им. Святого Мартина/ Central St. Martin’s College of Art and Design). В Лондоне поставил спектакли «Рудин» по роману И. Тургенева в экспериментальном театре Аркола/Arcola Theatre и «Фрёкен Жюли» по пьесе А. Стриндберга в театре Кокрейн/Cochrane Theatre.
В качестве режиссёра-постановщика выпустил спектакли в Dirty Deal Teatro (Латвия), Новом Рижском театре, Латвийском национальном театре, Valmiera Drama Theatre/Валмиерском театре драмы (Латвия), Рижском русском театре им. Михаила Чехова, а также в театрах России, в том числе – в Каменноостровском театре (Вторая сцена Российского академического Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова), в Новом пространстве Государственного театра наций и в «Гоголь-центре».