31 января и 1 февраля на Новой сцене московского Театра на Таганке пройдёт премьера спектакля Андрея Гончарова «Превращение» по мотивам одноимённой повести Франца Кафки.
Хотя музыкальные спектакли и буквально мюзиклы сегодня составляют значительную часть репертуара «Таганки», жанровое определение «камерный мюзикл» для этого театра необычно (особенно для Новой сцены — самого большого зала этого театра). Но для режиссёра Андрея Гончарова подобный опыт отнюдь не нов: вместе с композитором Алексеем Кирилловым, который работает и над «Превращением», в МХТ имени Чехова три года назад он создал «крестьянский мюзикл» по «Чреву» Евгения Замятина (правда, сейчас жанр этой постановки обозначен как «крестьянский триллер»). Объединяет два спектакля и необычный выбор материала: короткая проза, достаточно сложная по структуре и языку и, очевидно, не предназначенная для переноса на сцену. Любопытно также, что оба текста созданы почти в одно время, незадолго до начала Первой мировой войны: «Превращение» написано в 1912 году, а «Чрево» — в 1913-м.
Помимо всего вышеперечисленного и установки на камерность действия, объединяет две работы акцент на актёрском существовании. О «Превращении» в пресс-релизе сказано, что его «отличает лаконичность постановки, <…> раскрывающей все грани конфликта кафкианского героя». Впрочем, визуальное решение, придуманное художником Константином Соловьёвым, будет отнюдь не минималистичным, тем более что спектакль выходит за рамки сочинённой Кафкой истории: вместе с автором инсценировки Надеждой Толубеевой режиссёр решил показать её своеобразный «приквел». В анонсе об этом говорится так: «В мире парадоксального и абсурдного артисты исследуют, казалось бы, самый прочный вид связи — семейные отношения — и их трансформацию. В новой авторской инсценировке перед зрителем открывается мир до превращения, где Грегор Замза в человеческом облике. Художественное пространство, соотносящееся с ощущением Грегора, начинает меняться вместе с его превращением и визуально играть с восприятием зрителя, принимая разные формы и объёмы».
Это художественное решение для Андрея Гончарова является смыслообразующим. Он рассказывает: «В пространстве театра мне интересен взгляд Франца Кафки на окружающую реальность и его способ взаимодействия с этой реальностью — когда, например, чудовищное и невозможное становится обыденным, понятным и считается окружающими людьми само собой разумеющимся».
На фото — момент репетиции спектакля «Превращение» © пресс-служба Театра на Таганке
Помимо названных выше, над премьерой работает художник по свету Игорь Фомин, а также композитор и автор саунд-дизайна Александра Микаелян.
Играть в спектакле и исполнять вживую все вокальные партии в сопровождении камерного оркестра будут артисты Максим Трофимчук (Грегор), Надежда Флёрова (Анна, мать Грегора), Александра Хованская (Грета, сестра Грегора), Ксения Галибина (Елена, подруга Грегора), Надежда Бодякова (Служанка) и Кирилл Янчевский (Хороший человек). Роль отца Грегора будут в очередь исполнять ведущий актёр театра Роман Колотухин и звезда новосибирского «Старого дома» Анатолий Григорьев, с января вошедший в труппу Театра на Таганке.
Напомним, Андрей Гончаров окончил РГИСИ (мастерская Вениамина Фильштинского) в 2016 году. Среди постановок режиссёра — спектакли в БДТ имени Товстоногова, петербургском «Этюд-театре», Саратовском ТЮЗе, новосибирском «Старом доме», МХТ имени Чехова и МТЮЗе. В Театре на Таганке «Превращение» станет третьей работой Гончарова после «Отелло» (2020) и «Женитьбы» (2022, на премьере спектакль назывался «Женитьба. Трагедия»).