В Московском театре кукол выпускают премьеру по Дюрренматту

На фото - сцена из спектакля "Минотавр" © Полина Королёва

25 сентября в Московском театре кукол (МТК) пройдёт премьера спектакля для взрослых — «Минотавр» Натальи Пахомовой по тексту Фридриха Дюрренматта адресован зрителям «18+».

Альтернативный взгляд на античный миф о живущем в лабиринте Минотавре был предложен швейцарским драматургом Фридрихом Дюрренматтом, чьё столетие в этом году отмечает весь мир. Сочинение под название «Минотавр» Дюрренматт написал в 1985 году — сочетание современного взгляда с интонацией классического текста подсказало команде создателей форму будущего спектакля. Пустое пространство, которое преображается с помощью света, — внешнее выражение тотального одиночества заглавного героя: именно экзистенциальное одиночество в тексте становится ключевой темой, и в МТК следуют за автором. Но воспоминание об эстетике греческого театра здесь тоже остаётся — в официальном релизе театр поясняет: «Котурны обернутся высокими копытами, на которые поднимутся заглавный герой и его отражения, античные маски станут ассоциацией для масок быков, которые по сюжету примеряет на себя рассказчик, а вслед за ним и его отражения».

Жанр «Минотавра» обозначен Дюрренматтом как «драматическая баллада». По форме это сравнительно небольшой прозаический текст, в котором повествование ведётся от третьего лица. «Минотавр» написан за пять лет до смерти автора, однако образ лабиринта был одним из ключевых во всём творчестве Дюрренматта и даже дал название сборнику неизданных текстов, воспоминаний, фрагментов и размышлений («Лабиринт. Сюжеты I–III», 1981).

Картина Фридриха Дюрренматта «Минотавр» (1962).

В самом начале «Минотавра» о месте действия говорится: «Лабиринт был построен так, что вступивший в него никогда уже не мог найти выход, а бесчисленные его стены, как бы вложенные одна в другую, были сделаны из стекла». Бесчисленные отражения, с которыми сталкивается Минотавр, становятся метафорой и даже своеобразными «действующими лицами» в воображении главного героя. Именно этот образный ряд стал отправной точкой для создания визуального решения спектакля МТК. Зеркальные плоскости здесь действительно «оживают» в руках артистов и составляют основу того, что можно причислить к выразительным средствам «традиционного» театра кукол и, шире, предметного театра. В программке отвечающие за эту часть действия артисты — Виктория Арутюнова, Юлия Серова, Оксана Ильчук, Иван Болгов и Яков Роткин — обозначены как «Лабиринт». Заглавную роль исполнит Евгений Ильин.

Режиссёр Наталья Пахомова рассказывает о замысле «Минотавра»: «Текст Дюрренматта витиеватый, весь построен на повторах — он сам как коридоры лабиринта. Автору было важно повторить каждую увиденную Минотавром картинку — для возникновения цикличности замкнутого пространства. Когда читаешь балладу вслух, возникает некоторое сумасшествие: ты вроде бы только что уже читал это, и вот герой снова видит то же самое — как бег в лабиринте. Мы оставляем ключевые фразы и стараемся максимально всё остальное перевести в действие.

Мы ввели сновидческую часть — то, что видит Минотавр, когда спит беспокойным сном. Его видения — что-то на уровне генетической памяти, это ощущения тех существ, из-за которых ему предначертана такая судьба. Он видит этот разрозненный пазл, но не может на него повлиять — фатализм и предопределённость судьбы, жизненный путь существа, за которого всё решено. Так сложились обстоятельства, что из этого лабиринта у него не было другого выхода. Это не история какого-то конкретного человека, скорее, история про всех — у каждого из нас свой лабиринт».

В сегодняшнем репертуаре МТК «Минотавр» — единственный спектакль с возрастной планкой «18+». Напомним, в сентябре 2020 года, перед началом прошлого сезона, в театре во второй раз прошла лаборатория «МТК.Next». Основной принцип лаборатории — самостоятельная работа артистов на всех этапах подготовки эскизов (хотя в «кураторском» формате к ним могут подключаться режиссёры), а главная задача — поиск нестандартных художественных решений и, в том числе, литературного материала. Если первая «МТК.Next» была ориентирована на подростковую аудиторию, то вторая состояла из двух частей: был показан блок работ «12+» и блок — «18+». Первый полноценный спектакль, выросший из «подростковой» части лаборатории, уже вошёл в репертуар театра — о постановке «Мой внутренний Элвис» журнал ТЕАТР. рассказывал ранее. Из спектаклей, основанных на эскизах «взрослого» блока, первым станет «Минотавр».

Над итоговой версией «Минотавра», помимо режиссёра Натальи Пахомовой, работают художник Елисей Шепелёв, художник по свету Александр Рязанцев, режиссёр по пластике Максим Пахомов и композитор Никита Ермаков.

Комментарии
Предыдущая статья
«Практика» поделилась планами на сезон 2021-2022 23.09.2021
Следующая статья
Интендантом Berliner Festspiele с 2022 года станет Маттиас Пеэс 23.09.2021
материалы по теме
Новости
В Кабаре ШУМ выпускают «иммерсивный сериал» по диалогам Платона
25 декабря в петербургском Кабаре ШУМ пройдёт премьера спектакля Александра Худякова «Диалоги. Справедливость». Предполагается, что постановка станет первым эпизодом «театрального сериала» на основе текстов Платона.
Новости
Дарья Борисова создаёт в Самаре «фантазийный Лондон» Диккенса
21 декабря на Большой сцене Самарского театра юного зрителя «СамАрт» пройдёт премьера мюзикла Андрея Рубцова и Алексея Франдетти «Рождественская песнь» (6+) в постановке Дарьи Борисовой. В основе спектакля — повесть Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе».