В пространстве Зимнего сада Новой сцены «Мастерской Петра Фоменко» к 90-летию со дня рождения создателя театра открылась выставка документов, фотографий, макетов, эскизов и других художественно-документальных свидетельств.
В отличие от юбилейной выставки на Арбате, о которой мы рассказывали ранее, экспозиция в «Мастерской Фоменко» не столько носит информативный характер, сколько является целостным арт-объектом. У неё нет привычного описания-аннотации или комментариев к экспонатам. Единственный текстовый комментарий — короткие и ёмкие характеристики личности Петра Фоменко и его творческого метода, принадлежащие критикам, режиссёрам и актёрам. Среди авторов этих строк — Римас Туминас и Константин Райкин, Сергей Женовач и Евгений Каменькович. Все высказывания — попытка уловить ускользающий образ Фоменко и создаваемого им театра. Помимо цитат, на выставке лишь один «текстовый» стенд — перечень всех работ Фоменко в хронологическом порядке.
На стенах фойе расположено несколько коллажей — каждый посвящён тому или иному этапу жизни Фоменко до создания «Мастерской»: от начала творческого пути, учёбы в Школе-студии МХАТ, до преподавания в ГИТИСе. Наслаиваясь друг на друга, рамки заполняют редкие фотографии и поздравительные телеграммы, премьерные экземпляры программок с автографами и машинописные страницы пьес, написанная Фоменко от руки автобиография и листы с перечнем студенческих отрывков на ГИТИСовском экзамене. За выбор материалов, как и за составление выставки в целом, отвечала пресс-атташе театра, театровед Анастасия Сергеева. Завершается архивно-ретроспективная часть выставки временем создания «Мастерской» — вместо «бумажных» материалов его иллюстрирует видеохроника с участием «фоменок».
Однако труппе «Мастерской» посвящён другой коллаж, уже не «текстовый» — целую стену занимает полотно-компиляция фотографий артистов в постановках Петра Фоменко. Кроме того, моменты репетиций и сцены из спектаклей создают «облако памяти» — прямоугольники с этими кадрами подвешены на нитях в центре экспозиции (автор конструктивного решения — Константин Лебедев). Они располагаются над головами зрителей и над главным объектом выставки — воображаемым «кабинетом режиссёра», рабочим столом с лампой, пепельницей и полным карандашей стаканом. На этом столе, помимо записок и заметок, коллективных фотографий с артистами (из спектаклей, после премьеры, общих — в разной мере неформальных — снимков) — эскизы костюмов к спектаклям и три макета декораций: «Война и мир. Начало романа», «Семейное счастие», «Три сестры». Сценографом этих трёх постановок был Владимир Максимов, а макеты специально для выставки создала Мария Мелешко.
Посетить выставку до конца сезона (по 31 июля включительно) смогут все зрители спектаклей, идущих на Новой сцене. Предполагается, что открыта она будет до второй половины сентября, поэтому увидеть её можно будет и в начале сезона 2022-2023. Кроме того, театр планирует определить даты свободного посещения выставки — о них будет сообщено дополнительно.
На фото — фрагменты юбилейной выставки в «Мастерской Петра Фоменко» © Елена Юнина