13, 14 и 15 ноября в московском Центре «Зотов» пройдут премьерные показы «спектакля-фантазии» «Мистерия про это». Постановку-оммаж Мейерхольду, Маяковскому и Малевичу создают режиссёр Анна Гусева, хореограф Анастасия Пешкова и труппа musicAeterna Dance.
Напомним, в конструктивистском пространстве Центра «Зотов» до 19 января проходит выставка «От утопии к театру», посвящённая 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда (о ней мы подробно рассказывали ранее). Помимо экспозиции, где представлены авангардные искания и открытия великого реформатора, проект предполагает параллельную программу. Одним из важнейших событий этой программы и станет «Мистерия про это» — танцевальная постановка, вдохновлённая легендарным спектаклем 1918 года «Мистерия-буфф».
Создатели премьеры напоминают в анонсе об удивительной истории того футуристского эксперимента, ставшего своеобразным культурным мифом: «Супрематические декорации Малевича, новаторская режиссура Мейерхольда, “плакатный” текст Маяковского, принцип монтажа на сцене и прозодежда в качестве костюмов — поставленный в 1918 году спектакль “Мистерия-буфф” надолго опередил своё время. Недооценённый современниками и критиками, именно он стал футуристическим манифестом нового советского театра. Собрав воедино лоскутные сведения об оригинальном спектакле (от первой постановки до нашего времени не дошло ни фотографий, ни костюмов, ни декораций), авторы “Мистерии про это” создали не просто оммаж, но продолжение размышлений на темы, заданные в пьесе».
Промофото спектакля «Мистерия про это» © Люда Бурченкова / пресс-служба musicAeterna
Ключевым мотивом, который связан не столько с утопическим сочинением Маяковского, сколько с его творчеством в целом, авторы спектакля считают «взаимоотношения индивидуума и коллектива, постепенное обретение человеком голоса и вектора движения, место любви и личности в механистическом мире». Поэтому вторым текстом, на котором основана постановка, стала поэма «Про это». «Путь обретения индивидуальности драматичен: от коллективного мышления и принадлежности к группе к зарождению внутренних конфликтов, от внешних столкновений к тотальной поляризации на уровне “свой — чужой” и “все против всех”, — сказано в релизе. — В условиях постоянных перемен личности требуется внутренняя опора, которой становится любовь».
Существенный элемент спектакля — музыка, специально написанная Кириллом Архиповым. «Танцовщики становятся частью музыкальной партитуры, работают с дыханием, голосом и речью», — сообщают организаторы, уточняя, что таким образом танцевальная труппа становится в полном смысле слова хором. Вместе с ними за вокальную часть отвечает певица Ольга Власова. «Звуковая палитра спектакля состоит из театральных жестов и большого количества электронной музыки — например, записи нескольких электрогитар, — говорит Кирилл Архипов. — Перформеры в “Мистерии про это” сочетают в себе роли танцовщиков, перкуссионистов и чтецов, которые транслируют текст в разных формах — от декламации до пения».
Промофото спектакля «Мистерия про это» © Люда Бурченкова / пресс-служба musicAeterna
О самом действии режиссёр Анна Гусева рассказывает так: «Один из главных приёмов в “Мистерии про это” — мизансценирование на 360 градусов. Перформеры находятся на крутящейся платформе, и внимание зрителей направляется на ту часть платформы, которая к ним приближается. В зависимости от положения в зале зрители видят разную картинку. Общей опорой становится не визуальная, а музыкальная составляющая постановки: звук объединяет все точки видимости и помогает каждому достроить воспринимаемые им фрагменты до целого. Так зритель становится соучастником творческого процесса». Хореограф Анастасия Пешкова отмечает, что главными отправными точками в работе над спектаклем были пространственно-сценографические идеи Малевича и принципы биомеханики Мейерхольда — основа «Мистерии-буфф» 1918 года.
Помимо перечисленных выше соавторов премьеры, над постановкой работают художник Мария Левина и видеохудожник Юлия Орлова. Последняя вместе с режиссёром отвечает также за драматургию «Мистерии про это».