В Metropolitan Opera выйдут премьеры Иво ван Хове и Барри Коски

На фото - сцена из спектакля "Волшебная флейта". Фото с сайта Метрополитен-опера

Metropolitan Opera анонсировала планы на сезон 2020-21, в числе которых — пять премьер: два спектакля Иво ван Хове, Прокофьев в постановке Коски, Моцарт в версии Макбёрни и копродукция с Большим театром.

Первая из них — «Аида» в постановке Майкла Майера. Помимо режиссёра — лауреата «Тони» за постановку «Пробуждения весны», звезды музыкального и драматического театра Бродвея — спектакль примечателен тем, что является первой в истории копродукцией Мет и Большого театра. Напомним, в конце 2017 года два театра анонсировали план выпустить три совместных постановки (по одной в сезон) до 2022 года, причём в каждой из них будет участвовать Анна Нетребко — как в России, так и в США. По плану, за «Аидой» последуют штраусовская «Саломея» и «Лоэнгрин», однако, в отличие от «Аиды», эти премьеры сперва покажут в России.

Напомним, Майкл Майер, помимо заметных постановок мюзиклов на Бродвее (в числе которых — авторская работа American Idiot на основе одноимённого альбома группы Green Day), ставил, в частности, «Вид с моста» и «Льва зимой», как кинорежиссёр снял, в частности, фильмы «Дом на краю света» по роману Майкла Каннингема и «Чайку» по чеховской пьесе. Как оперный режиссёр дебютировал в Мет постановкой «Риголетто» — другой вердиевский спектакль Майера, «Травиату», показывали в российских кинотеатрах в рамках проекта «Мет: опера в кино». Также на киноэкранах можно было увидеть постановку вдохновлённой Хичкоком оперы «Марни» и вышедший в Великобритании мюзикл «Смешная девчонка».

Сценограф спектакля Кристин Джонс работала с Майером, в частности, над «Пробуждением весны» и над American Idiot. Что касается «Аиды», то создатели спектакля утверждают, что формулировка из либретто «Действие происходит в Древнем Египте, во времена владычества фараонов» отсылает не к истории и антропологии, а к мифу, что и стало отправной точкой для создания «египетского космоса» спектакля. Кроме прочих, работать над премьерой будет хореограф Олег Глушков. Премьера «Аиды», заглавную роль в которой вслед за Нетребко сыграет и Хибла Герзмава, намечена на 21 сентября.

Вторая премьера сезона в Мет также имеет отношение к России: Барри Коски, уже неоднократно обращавшийся к сочинениям российских композиторов (в частности, недавно он выпустил премьеру «Князя Игоря»), поставит «Огненного ангела» Прокофьева. Напомним, эта опера на основе одноимённого романа Валерия Брюсова была написана в двадцатые годы, однако премьера прошла уже после смерти композитора — спустя тридцать лет после окончания работы над оперой. В Мет «Огненный ангел» будет исполняться на русском языке, и большая часть исполнителей — русскоязычные артисты. В частности, мага Агриппу будет играть Дмитрий Головнин, только что исполнивший главную роль в другой прокофьевской постановке — спектакле Василия Бархатова «Игрок» (отметим, что в обоих случаях важной особенностью опер является декламационный тип музыкального языка). Дебютирует в Мет и дирижёр Михаил Юровский. Премьера «Огненного ангела» запланирована на 12 ноября.

Третья премьера нового сезона — спектакль Саймона Макбёрни, одной из важнейших фигур современной оперной и драматической режиссуры. В новогодний вечер, 31 декабря, в Мет пройдёт первый показ «Волшебной флейты» в постановке Макбёрни — спектакль является копродукцией нескольких театров и фестиваля в Экс-ан-Провансе, и мировая премьера этой «Волшебной флейты» прошла ещё в 2014 году, однако до Нью-Йорка она доберётся лишь в новом сезоне. Изобретательная работа Макбёрни соединяет увлекательность, зрелищность и своеобразную цитатность: как «открытый приём» здесь в поле зрения зрителей присутствуют создатели кинематографической «подзвучки» шагов и шорохов и меловых видео-титров, которые возникают в режиме реального времени, — всё вместе напоминает о других знаковых фигурах оперной и драматической режиссуры — Уильяме Кентридже, Кэти Митчелл, Робере Лепаже.

Финальными премьерами сезона станут две работы Иво ван Хове — культовый бельгийский режиссёр также дебютирует в Мет: 1 марта пройдёт премьера моцартовского «Дон Жуана», а 8 апреля — спектакля «Мертвец идёт». «Дон Жуан» — копродукция с Парижской национальной оперой, где и прошла фактическая премьера спектакля. Мрачный мир, в котором «нуарный» антураж создаётся из каменного пространства абстрактного города, явно построенного не один век назад, и одетых в чёрно-серые костюмы людей столь же абстрактной современности, российские зрители также могли видеть в прошлом году на киноэкранах.

Однако едва ли не самым важным событием сезона станет финальная премьера: «Мертвец идёт» — работа, которую ван Хове будет создавать специально для Мет. Музыкальный материал — опера американского композитора Джейка Хегги, мировая премьера которой прошла в 2000 году. Либретто драматурга Терренса МакНелли — обладателя «Тони», «Эмми» и других престижных наград — основано на одноимённой книге католической монахини Элен Прежан. Документальная история о десяти годах, на протяжении которых Прежан была духовной наставницей приговорённых к смертной казни, стала бестселлером и номинировалась на Пулитцеровскую премию. Этические и социальные вопросы христианской морали и допустимости смертной казни, очевидно, во многом отвечают проблематике, волнующей Иво ван Хове.

Сам режиссёр говорит, что создатели оперы, композитор и автор либретто, «рассказывают историю — во всей жестокости и во всей человечности происходящего они дают нам возможность думать, всматриваться и пересматривать». Будучи крайне современной по содержанию, с музыкальной точки зрения опера «Мертвец идёт» вполне традиционна (что отмечает и ван Хове) — очевидно, в этом одна из причин её востребованности на мировых музыкальных сценах. Участвовать в спектакле будет, в частности, звезда Мет Сьюзен Грэм, исполнявшая главную роль в мировой премьеры оперы двадцать лет назад. Постоянный соавтор ван Хове, художник Ян Версвейвельд, традиционно для себя выступает в этой работе как сценограф и художник по свету, причём пространство в этой постановке, на чём настаивает режиссёр, имеет предельно отвлечённый и минималистичный характер, позволяя сконцентрироваться на главных темах и героях — в связи с чем огромное внимание будет уделено видеопроекциям, которые по сути и станут «пространством» (видеохудожник Кристофер Эш).

Комментарии
Предыдущая статья
Антон Фёдоров ставит в Альметьевске сказку для взрослых 22.02.2020
Следующая статья
В Ярославле сыграют спектакль-променад о Первой мировой 22.02.2020
материалы по теме
Новости
Дом Радио покажет оперно-драматическую «Антигону» с Ольгой Белинской
Сегодня и завтра, 7 и 8 декабря, в Петербурге в амфитеатре Технопарка Ленполиграфмаш пройдёт премьера спектакля режиссёра и композитора Александра Белоусова «Антигона» на основе одноимённой пьесы Софокла. Это проект Дома Радио, который откроет премьерной постановкой цикл «Театр голосов» (часть театрального…
Новости
В Нижегородской опере «Золушку» поместят в эпоху «Великого Гэтсби»
С 5 по 8 декабря в Нижегородском театре оперы и балета имени Пушкина пройдёт премьерный блок показов «Золушки» (12+) Россини в постановке Игоря Ушакова. Дирижёр-постановщик спектакля – Дмитрий Синьковский.