«Медицина» – это от Медеи: на фестивале «Территория» сыграли спектакль Саймона Стоуна

©Глеб Кузнецов

Журнал ТЕАТР. о том, чем новая «Медея» близка Еврипиду и чем от него далека.

На фестивале «Территория», проходящем при поддержке Министерства культуры РФ в рамках национального проекта «Культура», сыграли спектакль, поставленный Стоуном в голландском International Theatre Amsterdam.

Сегодня древнегреческую мифологическую царевну Медею с уверенностью назвали бы феминисткой. Женщина с крутым характером и твердой волей оказывается обманутой коварным мужчиной, сделавшим карьеру за ее счет. Но на то она и внучка бога, что сильна и беспощадна. Убив однажды дядю и брата и показав тем самым, что может совершить жестокий поступок, она и в другой ситуации, вполне ожидаемо, не дает слабину. Она безоговорочно утверждает право на уважение к себе. Права она или нет, в мифологии решали боги, сегодня же – судьи, адвокаты и врачи-психиатры.

Переписав одноименную пьесу Еврипида на новый лад, режиссер Саймон Стоун добавил в нее не только условные признаки современности (как внесценический Макдональдс и вполне себе сценический ноутбук), но и события из реальной жизни: в 1995 году американский врач Дебора Грин получила два пожизненных срока за то, что сожгла свой дом вместе с двумя детьми после того, как узнала, что муж хочет у нее их отсудить. Но не только это повлияло на выбор профессии новой Медеи, переименованной в спектакле в Анну. У жителей Древней Греции Медея была известна не только как убийца собственных детей, но и как основоположница медицины, обладающая знаниями, как лечить стариков (да и само слово «медицина», как ни удивительно, происходит от ее имени).

Заведующая медицинской лабораторией Анна (незаменимая и мощная Марике Хебинк) влюбляется в только что пришедшего на должность помощника лаборанта Лукаса (не такой моложавый, каким задумывался Лукас, и только что введенный в роль Леон Ворберг) и выходит за него замуж. Она жертвует карьерой ради семейной жизни, но счастье почему-то не складывается. Лукас в свою очередь продвигается по службе и даже получает премию за свои открытия, не испытывая ни малейшего чувства благодарности к жене. Когда точка кипения достигает абсолюта, Медея-Анна будет в неистовстве бросать мужу в лицо слова о том, что это она сделала его карьеру. Сюжет об интеллектуальном рабстве, который в прошлом году был показан в фильме «Жена» шведского режиссера Бьерна Рунге, повторяется с невыносимой точностью. И хоть разница между созданием спектакля (2014) и съемками фильма (2017) – три года, но, по всей вероятности, что-то витает в воздухе последних лет, а то и тысячелетий, принимая во внимание возраст мифа.

Учитывая эту вневременность сюжета, Саймон Стоун вместе со сценографом Бобом Казенсом поместил героев в стерильно белое пространство, в котором могут быть видны любые, даже самые мелки крупинки волнений, ревности и предательства. С помощью однородного, прерывающегося звукового сопровождения, практически гула, и своей белизны оно расширяется до иллюзорной безграничности, становясь одновременно и стенами лаборатории, где до «болезни» служила Анна и продолжает работать Лукас; и психиатрической лечебницы, где она проходила курс после того, как пыталась отравить мужа; иногда же белизна кажется той внутренней пустотой, что образовалась в Медее после измены мужа – заполнить ее сможет только пепел.

Зрителей встречают два мальчика: Гейс (Тит Теуниссен) и Эдгар (Сонни Купс ван Уттерен). Внесценических персонажей – детей Медеи и Ясона – режиссер выводит на сцену еще до начала спектакля. Пока они ждут, когда рассядутся зрители, они будто находятся в ожидании неотвратимого исхода событий. Они становятся свидетелями безумия матери, пытающейся вернуть мужа, и эгоистичной жестокости отца. Выполняя школьное домашнее задание и снимая документальное кино о семье, мальчики записывают хронику своих же последних дней. Снимаемые ими кадры в режиме реального времени проецируются на огромный висящий над сценой экран. Видеосъемка приближает вынужденных заполнять собой все огромное пространство белоснежной сцены актеров друг к другу и к зрителям.

Если перемещения артистов по пустому пространству строго заданы еще во время репетиций, то движением взгляда зрителей Стоун режиссирует уже во время спектакля. С помощью нечастых крупных планов Саймон Стоун расставляет акценты и заставляет взглянуть в глаза отчаявшейся Медеи-Анны, где вместо безумия и ярости читаются любовь и мольба о счастье. Ее сумасшествие обнаруживается в смещении реальности и ее смешении с фантазией. Чем дальше Анна уходит вглубь своего желания мести, тем явственнее ей представляется, как она расскажет о подробностях мужу. Воображение материализует мысли, и вот она уже лицом к лицу со своим мужем.

Но финальные подробности нам сообщит не она, а социальный работник со смешным для голландцев именем Мари-Луиз (Евгения Брендес), вобравший в себя образы кормилицы и хора коринфских женщин. Из-за своей молодости она не в силах предугадать и предотвратить трагедию. Белый задник постепенно зальет теплый розовый свет. Для Анны он станет обещанием нового дня и другой жизни, которую она сможет начать сначала вместе с Гейсом, Эдгаром, а однажды и с Лукасом. Для не желавшего выслушать и оставшегося в одиночестве Лукаса это – зарево полыхающего пламени, выжигающее почву до той степени, что на ней уже вряд ли что-то сможет расти.

В отличие от Деборы Грин, Медея-Анна не понесла никакого наказания. Судья Саймон Стоун, произведя расследование и восстановив хронологию событий, приведших к трагедии, вынес приговор другому. Жестокий и безапелляционный. Режиссер замыкает круг и заканчивает тем, с чего и начал «Медею»: с картины, написанной Анной в подарок Лукасу, на которой Ноеву ковчегу так и не удалось спастись в бушующем океане.

Комментарии
Предыдущая статья
IX Международный театральный фестиваль им. М. Горького проходит в Нижнем Новгороде 21.10.2019
Следующая статья
Фестиваль “Живые лица” подвёл итоги 21.10.2019
материалы по теме
Блог
Зальцбург как город Фауста
Зальцбург вспоминает историю изгнания Макса Рейнхардта, одного из главных инициаторов Зальцбургского фестиваля. Об этом и о том, что в этом году происходило во дворце Леопольдскрон и его окрестностях, рассказывает Наталья Якубова.
Новости
На Зальцбургском фестивале — 2023 покажут спектакли Марталера, Стоуна и Варликовского
Зальцбургский фестиваль анонсировал программу на 2023 год. Смотр будет проходить с 20 июля по 31 августа, а в числе заявленных участников — Теодор Курентзис, Чечилия Бартоли, Асмик Григорян, Богдан Волков, а также хореографы Шарон Эяль и Гай Бехар, сооснователь Rimini Protokoll Хельгард Хауг и многие другие.