Сегодня и завтра, 5 и 6 ноября, в Калининградском областном драматическом театре пройдёт премьера спектакля Евгения Маленчева «Пролетая над гнездом кукушки» по мотивам одноимённого романа Кена Кизи.
По словам режиссёра, несмотря на популярность фильма Милоша Формана и самого романа Кизи, для него принципиальным было найти собственное видение. Поэтому он считает важным не повторять ни книжную, ни экранную историю — хотя и текст романа, и даже фрагменты киносценария были использованы в работе над инсценировкой. В чём-то вариант Маленчева можно считать синтезом двух взглядов: действие будет состоять из двух параллельных историй, которые разворачиваются одновременно в прошлом и настоящем. Режиссёр пояснил пресс-службе театра: «Самое принципиальное отличие книги от фильма — главный герой. Для Формана центральной фигурой был Макмёрфи в исполнении Джека Николсона, а роман Кизи — это воспоминания Вождя, поток его сознания. Действие на сцене будет развиваться в двух временах. В настоящем, где главным и единственным героем будет Вождь, который вырвался на свободу из сумасшедшего дома, и в прошлом, где основным конфликтом будет борьба между неуправляемым пациентом Макмёрфи и методичной медсестрой Рэтчед».
Также Маленчев поделился с пресс-службой театра причинами выбора материала для постановки: «Я увидел в этой истории себя. И теперь работаю над тем, чтобы с другими людьми произошло то же самое. Главное для меня — это неразрешимый конфликт в основе. Если его нет, не подключаюсь. В романе Кизи неразрешимый конфликт между системой и единицей. Фильм Формана превратил историю о подавлении инаковости в столкновение личности и репрессивной государственной машины (Кизи категорически не принял идею Формана, вышел из проекта, отказался от авторских прав и утверждал, что режиссёрская версия не имеет никакого отношения к роману). Наш спектакль меньше всего будет иметь отношение к психиатрии. В нашем случае психиатрическая больница и психические нарушения станут, скорее, метафорой, которая предполагает театрализацию действия и эксцентричный способ существования на сцене. Для меня это в первую очередь драматургический ход, способ рассказать историю. Думаю, что мы движемся в направлении антиутопии. Мы стараемся развивать аллегоричность, заложенную в романе».
Вместе с режиссёром над премьерой работает постоянный соавтор Маленчева — художница Анастасия Бугаева. Также в постановочной команде — художник по свету Нарек Туманян и композитор Фёдор Кондращев.
В спектакле заняты более полутора десятков артистов. Вождя сыграют Алексей Переберин и Василий Швечков, Макмёрфи — Максим Пацерин, а сестру Рэтчед — Марина Юнганс.
Евгений Маленчев окончил Ярославский государственный театральный институт по специальности «актёр театра и кино» (2008) и «режиссёр драмы» (2013), а также «Школу театрального лидера» при Центре имени Мейерхольда (2014) и режиссёрскую магистратуру Школы-студии МХАТ и Центра имени Мейерхольда. Поставил ряд спектаклей в театрах Новосибирска, Тулы, Рязани, Челябинска, Нижнего Новгорода и других городов. В Калининградском областном драматическом театре поставил спектакль «Groza» по пьесе Островского (2021). С 2015 — штатный режиссёр Тульского академического театра драмы.