19 и 20 сентября лесосибирский театр «Поиск» откроет 43-й сезон спектаклем Олега Липовецкого «Мёртвые души. Том второй».
Спектакль «Мёртвые души» Олега Липовецкого 2017 года в театре «Поиск» стал победителем на Фестивале театров малых городов России, лауреатом премии «Сделано в России-2019», в 2019 году был номинирован на «Золотую Маску». Теперь Олег Липовецкий обратился ко второму тому. При работе над спектаклем были использованы черновики Гоголя, его письма к друзьям, воспоминания современников и реконструкция Юрия Авакяна.
О будущей премьере журналу ТЕАТР. рассказывает Олег Липовецкий:
«У нас с театром было взаимное желание снова вместе поработать. У меня с самого начала, ещё на момент замысла спектакля “Мёртвые души”, была идея сделать диптих из первого и второго тома. Поэтому, как только пришло время, я предложил худруку “Поиска” Олегу Ермолаеву этот материал. “Мёртвые души. Том второй” – продолжение и развитие первого спектакля с точки зрения мысли, и с точки зрения художественных приёмов.
Загадка второго тома “Мёртвых душ” – едва ли не самая большая тайна русской литературы. Сожжение автором рукописи – одна из самых больших её потерь. Почему Гоголь уничтожил произведение, создание которого ставил целью своей жизни? Может быть, потому что герой перестал повиноваться ему и перешёл границу, за которой стал ненавистен своему создателю? Или потому, что автор понял, что эта “Одиссея” не имеет конца, что у героя нет своей Итаки, а в бескрайней прекрасной России, с её неумеренными страстями, просторами и амбициями, ему не найти ни новой веры, ни нового дома?
В сохранившихся черновых главах второго тома явно видны попытки автора найти в лицах некоторых персонажей зачатки характеров людей будущего. Людей, которые смогут обустроить “Дом” и быть образцами для целых поколений.
Восхищает стремление Гоголя сочинить прекрасную Россию будущего. Но, как мне кажется, это стремление потерпело крах, и боль автора, возникшая от столкновения мечты и реальности, сожгла в огне и рукопись и самого Николая Васильевича. Все мы мечтаем о прекрасной России будущего, но изменилось ли что-то со времён Николая Васильевича?
Наш спектакль – это фантазия театра о том, что сгорело в огне. О том, кем, в конце концов, стал Чичиков, когда его амбиции и мечты столкнулись с реальностью».
Сценографию к спектаклю «Мёртвые души. Том второй» придумал Яков Каждан, художник – Юлия Михеева, художник по свету – Сергей Гаевой. Хореография Анны Баркаловой, композитор – Александр Улаев. В ролях: Олег Ермолаев, Виктор Чариков и Максим Потапченко.