Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Джорджо Стрелера, одного из великих режиссеров XX века, создателя одного из великих театров XX века, Театра Пикколо ди Милано. Автора таких великих спектаклей, как «Кампьелло», «Вишневый cад», «Арлекин – cлуга двух господ», «Великая магия» и так далее. Спектаклей, не просто вошедших в историю театра, а продолжающих влиять и учить всех нас, кто хоть как-то всерьез пытается заниматься театром. Стрелер считал, что на свете существует один театр – это театр людей и театр для людей. Этому, собственно, была посвящена вся его работа в Театре Пикколо, так можно, в сущности, сформулировать смысл его бурной художественной жизни.
Последний раз мы виделись с Джорджо в 1994 году: заканчивались большие гастроли в Милане, мы играли «Братья и сестры» и «Клаустрофобию», был красивый прием в Замке Сфорца. Мы много разговаривали с Джорджо, строили планы его возможной работы в МДТ, он рассуждал и фантазировал о «Молодом Маяковском» – он и сам был по характеру хулиган и бунтарь. Наконец, мы сказали друг другу «до свидания», и он пошел. Так получилось почему-то: Джорджо уходил один, и мы с Танюшей навсегда запомнили его одного, уходящего через анфиладу залов Замка, его одиночество, его гордую одинокую спину. Мы не знали тогда, что Джорджо уходит от нас навсегда. Но – если бы знали – мы понимали бы, что на самом деле Стрелер не уходит от нас, потому что идет в свое театральное художественное бессмертие.
Впрочем, энергия Джорджо, его дух, то, что он вложил в фундамент своего театра, и то, как он его строил много-много лет – многое из этого сохраняется до сих пор в атмосфере Театра Пикколо. Сохраняется в людях, которые – артисты, техники, соратники Джорджо – продолжают работать в театре, каждый день вспоминая о Стрелере. Сохраняется в энергии, с которой работает театр, и в общественном и художественном темпераменте, который резко отличает Пикколо от многих других театров мира.
Так случилось, к счастью, что Джорджо стал большим другом нашего театра, был большим моим другом. Нам сегодня не хватает его поддерживающего взгляда, его братских объятий после каждой нашей премьеры в Милане… У нас в актерском фойе рядом с портретами Станиславского, Брехта, Брука висит и его портрет. Каждый раз проходя мимо – а я хожу этим маршрутом несколько раз в день – я смотрю на Джорджо и вижу его безумно-отважные и яростно-вдохновенные глаза. И этот взгляд поддерживает, ободряет, внушает надежду, помогает хоть как-то, хоть чуть-чуть пытаться делать то, что ты делаешь.
С днем Рождения, Джорджо!
Buon compleanno! Auguri!