Юрий Квятковский репетирует документальную оперу о Сахарове

На фото - сцена из документальной оперы «Аскет» © пресс-служба театра «Практика»

31 мая фестиваль актуальной музыки SOUND UP, театр «Практика» и Мастерская Брусникина представят новый проект: в Музее Москвы прозвучит премьера документальной оперы «Аскет» композитора Николая Попова в постановке режиссёра Юрия Квятковского. Главный герой оперы — учёный, лауреат Нобелевской премии мира и правозащитник Андрей Сахаров.

Имя советского физика Андрея Сахарова вписано в летопись XX века дважды, говорится в пресс-релизе проекта. В научную и политическую истории Сахаров вошёл как создатель водородной бомбы, обеспечившей превосходство Советского Союза в холодной войне. За свои успехи он был избран академиком уже в 32 года и одарён государственными премиями. Однако для многих Сахаров прежде всего — правозащитник, осознавший опасность собственного изобретения и лауреат Нобелевской премии мира.

«Представьте, что человеческий разум, разнообразие логических размышлений, чувства и ассоциации превратились в мультимедийную партитуру, – рассказывает о премьере Квятковский. – О чём может мечтать и в какие уголки вселенной в своём воображении может попадать академик Сахаров — вот вопросы, которые нас будоражат».

Опера «Аскет» не пересказывает биографию Сахарова, по словам её создателей. Она помогает осмыслить «трагический архетип» человека науки, одержимого загадками бытия. Переведя идею Сахарова о существовании множества вселенных на метафорический язык искусства, режиссёр Юрий Квятковский и драматург Михаил Дегтярёв сконструировали многомерный сценический проект, в котором сочетаются черты документального театра, оперы и мистерии.

Факты из жизни физика переплетаются с евангельскими сюжетами, античной мифологией и историей монаха Джордано Бруно, некогда ставшего жертвой инквизиции за революционные идеи об устройстве космоса. Семь частей оперы вторят семи дням Страстной недели. В финале захваченный Вселенной и её тайнами главный герой оказывается в нулевой точке европейской культуры и философии, в пространстве античной трагедии, чей цикл — от Иисуса до Бруно, от Бруно до Аскета — обречён на бесконечные повторения.

«Познание Вселенной во всех её проявлениях — от вопросов морали до космологических проблем — придаёт жизни черты высокой трагедии, – говорит Михаил Дегтярёв. – Её суть в том, что поиск истины никогда не заканчивается и всегда остро воспринимается людьми, не важно, какой эпохи. В “Аскете” мы исследуем этот трагический архетип сквозь призму судьбы великого учёного и общественного деятеля, его идей и их последствий».

Авторский почерк композитора Николая Попова – в плотном электроакустическом звучании «Аскета», в котором сочетаются вокальные и инструментальные голоса в обработке live-электроники и синтезированные тембры. Партию «аскета» Сахарова композитор поручает не певцу, а перкуссионисту. В трактовке Попова вся сцена, включая предметы сценографии и специально смастерённые для оперы механические аппараты, являются музыкальными инструментами.

Главная партия была написана специально для Александра Суворова, солиста Российского национального оркестра. Драматические роли исполнят актёры театра «Практика» Илья Барабанов, Ирина Петрова, Светлана Макаренко, Виктория Киприянова. Художник проекта – Нана Абдрашитова.

Комментарии
Предыдущая статья
Театр.doc покажет архивные спектакли Ивана Вырыпаева 29.04.2022
Следующая статья
Вася Березин поставит авторский вариант эстонских сказок 29.04.2022
материалы по теме
Новости
Театр «Пух и Прах» приведёт в «ГЭС-2» Хармса, Петра I и Германа Лукомникова
С 29 декабря по 8 января в Доме культуры «ГЭС-2» пройдут показы спектакля «Море времени» (8+), созданного театром «Пух и Прах». В основе музыкальной постановки — пьеса Полины Коротыч.
Новости
Выпускники Каменьковича и Крымова приглашают в «замёрзший вишнёвый сад»
29 и 30 декабря в пространстве московского Театрального центра «На Страстном» пройдёт премьера спектакля Аскара Галимова «Зимний сад» по мотивам «Вишнёвого сада» Чехова. Постановка — новая работа независимого объединения «ӨЙ ТЕАТР».