14 октября в Красноярском театре оперы и балета им. Д.А. Хворостовского состоится премьера оперы В.А.Моцарта «Свадьба Фигаро». Над выпуском работает команда во главе с художественным руководителем постановки Сергеем Бобровым и музыкальным руководителем и дирижером Владимиром Ланде. Режиссер – Мария Тихонова, художники – Мария Кононова и Ирина Сид, хормейстер – Дмитрий Ходош. Это совместный проект с Красноярской краевой филармонией, при участии Транссибирского арт-фестиваля.
«Особенность постановки в том, что, с моей точки зрения, она будет в правильных темпах, с точным динамическим и драматургическим развитием, – пояснил Владимир Ланде. – А, кроме того, специально для нее создан очень интересный видеоряд, с помощью него вся история будет представлена в рисунках. Над ним работает молодая, но уже известная художница Мария Кононова из США, она сотрудничает с ведущими оперными театрами мира. Мария также создала оригинальные каркасные костюмы: певцы будут в них входить и выходить из них, в зависимости от своих мизансцен».
Партитура Моцарта в новой премьере сохранится полностью, небольшие сокращения сделаны только в разговорных диалогах, основанных на пьесе Бомарше. Опера будет исполняться на русском языке – для лучшего понимания игровых сцен.
Постановщики не отходят радикально от XVIII века, но жесткой бытовой привязки к нему тоже не будет. Такое прочтение наверняка заинтересует не только старшее поколение, но и молодую аудиторию, привыкшую воспринимать сегодня многое в театре именно через визуальные образы.
«Я давно работаю в стиле создания картин «одной линией», и нам с Владимиром Ланде показалось, что такой стиль художественного исполнения может быть интересной иллюстрацией истории Фигаро к гениальному шедевру Моцарта, – уточнила Мария Кононова. – Поэтому всё исполнение будет сопровождаться видео-иллюстрацией на большом экране на заднем плане сцены. Позже появилась мысль также добавить к видеоряду и костюмы. Вначале у меня была задумка просто наклеить материал на жёсткую основу. Но в процессе работы это трансформировалось в картины, выполненные на холстах, где различные ткани и кружева заливаются гессо (специальным грунтом) и раскрашиваются в соответствии с образом персонажа. Так родилась коллекция из 11 объёмных костюмов, они будут сопровождать и дополнять видеоряд».
Оркестр будет находиться в яме, но не в глубине, а на уровне зрительного зала. А сам маэстро Ланде появится перед публикой в неожиданном костюме. Но самый большой сюрприз ждет красноярских поклонников оперы в следующем сезоне.
«Мы не случайно обратились к этому произведению Бомарше, – подчеркнул дирижер. – Я заказал одному очень известному европейскому композитору оперу по третьей пьесе драматурга – «Преступной матери». Она объясняет многое в двух предыдущих частях. И уже в следующем году в Красноярском театре оперы и балета на протяжении уик-энда – в пятницу, субботу и воскресенье – будут идти все три оперы, написанные по трилогии Бомарше, включая также «Севильского цирюльника». Это будет уникальный проект, такого не было нигде в мире».
На фото – дирижер Владимир Ланде