7 и 8 марта в Красноярском театре оперы и балета имени Хворостовского пройдёт премьера спектакля «Снегурочка. Миф и реальность». Постановка состоит из двух одноактных балетов, вдохновлённых «весенней сказкой» Островского, — «Другой свет» Ирины Кононовой на музыку Олега Любимова и «Преломление» Алёны Бритвак на музыку Андреаса Мустукиса.
Идея такого проекта родилась ещё в 2021 году в Калуге, где Большой театр проводил хореографическую лабораторию «Тело в главной роли» на базе Фестиваля современной хореографии DanceInversion. Шесть концептуальных решений участников лаборатории, основанные на пьесе Островского «Снегурочка», будут воплощены в разных театрах страны. Две из этих постановок объединит красноярская премьера.
Драматург проекта Маргарита Мойжес рассказывает: «Выбор сказки „Снегурочка“ для нас совершенно не случаен. Эта сказка представляет собой сконцентрированный эпос русской жизни. Это национальный миф, в котором закодированы все этические и нравственные ценности нашего народа. Исследуя дух этого мифа, молодые хореографы проекта старались изложить его в контексте нашего времени, человека, живущего в XXI веке. В своих спектаклях хореографы „Снегурочек“ будут говорить со зрителем на одном, современном языке. <…> Обычно мифы и эпосы превращаются в сказки, которые мы потом рассказываем детям. Наша обязанность — расшифровать для них эти мифы и сказать, что это не просто сказки, это наши ошибки, наши успехи. Это настоящие реальные истории».
В основе «Другого света» Ирины Кононовой — тема двойственности человеческой натуры. Соединяя современный танец с физическим театром и кино, хореограф создаёт особое игровое пространство для этого мифа. Ирина Кононова рассказала в интервью Елене Коноваловой: «Я подумала: а что, если Снегурочка, попав на Землю, захочет обратиться за помощью к психологу? Ей действительно нужна сторонняя квалифицированная помощь: она пришла в мир людей, чтобы обрести способность чувствовать, но всё пошло не так. Оказалось, что люди, обладающие этим бесценным даром, совершенно им не дорожат. Снегурочку понимание этого раздавит. Поэтому ей нужно с кем-то поделиться своими трудностями, найти на них ответ. Отсюда у меня возникла фигура психолога. <…> Оттолкнувшись от этой мысли, я начала раскручивать свою идею дальше. В итоге получилось нечто футуристическое».
В созданном художницей Ульяной Ерёминой пространстве объединятся три мира — людей, полубогов и высший мир бога Ярило, — причём у каждого из этих миров будет свой цвет. Сам Ярило, «заброшенный на Землю», станет важным персонажем спектакля: его глазами зритель и увидит все события. При этом, по словам хореографа, постановка не лишена иронии — в том числе благодаря одетым монтировщиками Силам природы, неожиданным героям «Другого света».
Роль Снегурочки исполнит Надежда Вагаль, Леля — Константин Полковников, Берендея — Денис Казарин, Мизгиря — Никита Лысенко, Купаву — Надежда Панфилова.
«Преломление» Алёны Бритвак посвящено отношениям матери и дочери: искажению, замещению и инициации взросления. Лель в спектакле становится современным художником (а не музыкантом), и образ художника в сегодняшнем мире — вторая важная для создателей спектакля тема. Для воплощения этих двух ключевых линий хореографу понадобились всего три действующих лица — Снегурочка (Елена Михеечева), Весна (Олеся Алдонина) и Лель (Матвей Никишаев).
«Отправной точкой в работе над спектаклем, который я назвала „Преломление“, для меня стала гибель Снегурочки, — рассказала хореограф Елене Коноваловой. — Но я рассматриваю её не трагически — для меня это аналогия взросления ребенка, уходящего от родителей в самостоятельную жизнь. Матери-Весне непросто расстаться с дочерью, которой она посвятила всю себя, — эта эгоистичная слепая всепоглощающая любовь, потребность в заботе о Снегурочке постоянно её контролировать рождает главный конфликт. Стерильный мир Весны, в котором Снегурочка пребывала в детстве, сталкивается с совершенно противоположным миром художника Леля, живым и неидеальным.
В этих обстоятельствах герои проходят трансформацию, взрослеют и приближаются к истинному чувству любви. Лель у меня не главный персонаж, он оттеняет историю двух героинь. Но и с ним в финале происходит трансформация. Поначалу он настолько увлечён своим искусством, что не воспринимает Снегурочку как личность. Для него она некий объект — как, впрочем, и для её матери. Но когда Снегурочка преодолевает привычную с детства модель поведения — подчинение другим, чтобы их не огорчать, боязнь принятия собственных решений, — это заставляет Леля поменять к ней своё отношение. И влияет также на Весну — именно дочь помогает ей прийти к настоящей любви, от которой она всю жизнь закрывалась. Так разрешается весь конфликт».
2 и 3 апреля спектакль «Снегурочка. Миф и реальность» будет показан в Москве на сцене Театра Наций как одно из событий фестиваля DanceInversion.