Анна Коонен соединит Островского и дель арте в кукольном «балагане»

На фото — момент репетиции спектакля «Шутники» © соцсети Анны Коонен

Сегодня и завтра, 15 и 16 марта, в Московском областном государственном театре кукол пройдёт премьера спектакля Анны Коонен «Шутники» (12+) по одноимённой пьесе Островского.

Работа над спектаклем началась ещё в прошлом, юбилейном для Островского году. Этот драматург — нечастый гость в афишах театров кукол, а выбранная ученицей Бориса Константинова Анной Коонен пьеса «Шутники» — одна из наименее известных даже в драматических театрах (спектакль Евгения Марчелли в «Сатириконе», поставленный в 2019 году, — редкий пример). По словам Анны Коонен, в этой пьесе «сочетается смешное и трагичное, она достаточно театральна по своей природе, чтобы выдержать острую форму, и у неё есть „запас“, чтобы из драмы перейти в трагедию», а ключевой темой режиссёру видится вневременной вопрос, «как оставаться (или не оставаться) Человеком, как сохранить человеческое достоинство, несмотря на все тяготы жизни».

Жанр премьерного спектакля Коонен определила как «балаган», и именно формы балаганного, раёшного, петрушечного театра становятся здесь одним из ключевых элементов. Однако не единственным: ключевое решение «Шутников» связано с эстетикой комедии дель арте. Островский хорошо знал европейскую театральную традицию, много занимался переводами, и в его пьесах исследователи и режиссёры усматривают прямую связь с комедией масок, нередко создавая постановки в «дельартовской» стилистике. Тем не менее, для театра кукол обращение к этой форме, особенно в сочетании с необычным материалом, — редкость (хотя маски как таковые — одно из распространённых выразительных средств театра кукол). В спектакле Коонен зрители оказываются перед вытянутой «ширмой» деревянных заборов, из-за которых в основное игровое пространство выходят артисты, исполняющие роли в живом плане как в масках, так и без них, и появляются куклы разных систем, включая напоминающих традиционных петрушек перчаточных «шутников».

Поскольку и дель арте, и балаган предполагают прямое общение со зрителями без «четвёртой стены», Анна Коонен называет премьерную постановку «интерактивной и созависимой историей», в которой открываются широкие возможности для импровизации, делающей каждый показ по-своему уникальным. Об исторических истоках русского театра кукол (и других театральных форм), позволяющих ей совместить в единое целое несколько, на первый взгляд, разных эстетик, Коонен рассказывает так: «В площадном театре прошлых веков соединялись драматическое и цирковое искусство, русские и итальянские традиции. На историю русского балагана повлияла комедия дель арте. В допетровской России не было стационарных театров: скоморохи ходили от поселения к поселению и веселили народ несложными цирковыми трюками и забавными сценками. А театры для народа — балаганы — появились во время петровских реформ. Представления в них обычно давали во временных сооружениях: в лёгком дощатом строении или под большим тканевым куполом, который крепили над столбом в центре площади. На импровизированной сцене показывали спектакли с несложным сюжетом, сценки с Петрушкой, трюки и акробатические номера. А раёшники приносили „потешные панорамы“ — райки. Зазывать публику нанимали „деда“ — импровизатора и сочинителя.

При императрице Анне Иоанновне в Россию приехала труппа итальянского актёра Антонио Сакки. До этого она работала с одним из реформаторов комедии дель арте Карло Гоцци. С ней труппа Сакки и познакомила российскую публику. Персонажи в этих спектаклях были постоянными: Пьеро, Коломбина, Арлекин, Доктор и купец Панталоне. Сюжет строился вокруг главных героев, Пьеро и Коломбины, которые должны были воссоединиться, а остальные персонажи им мешали или помогали. Влюблённые всегда играли с открытыми лицами, а остальные носили маски».

Вместе с режиссёром «картины московской жизни» (так определён жанр пьесы у Островского) работают художник Мария Клочьева, композитор Андрей Пересумкин и режиссёр по пластике Павел Фролов.

На фото — моменты репетиций спектакля «Шутники» © соцсети Анны Коонен

Комментарии
Предыдущая статья
Шерешевский в «Красном факеле» перенесёт героев Лескова в мир «панелек» 15.03.2024
Следующая статья
На Платоновфесте-2024 покажут спектакли Могучего, Бондарь и Писарева 15.03.2024
материалы по теме
Новости
Волкострелов в Перми исследует «полифонию жизни» в коридоре
Сегодня и завтра, 27 и 28 апреля, на «Сцене-Молот» Пермского Театра-Театра пройдёт премьера спектакля Дмитрия Волкострелова «Коридор».
Новости
Директором Екатеринбургского ТЮЗа стал замминистра культуры Свердловской области
Сегодня, 26 апреля, коллективу Екатеринбургского ТЮЗа был представлен новый директор. Им стал заместитель министра культуры Свердловской области Сергей Радченко.