Казнить нельзя помиловать

Корреспондент ТЕАТРА. посмотрел иммерсивное кино с участием известного театрального актера Ларса Айдингера.

Связь между судом и театром у нас если не прямая, то, по крайней мере, очень тесная. И хотя суд этот многие называют не иначе как судилищем, резонно вопрошая «А судьи кто?», факт остается фактом: некоторое время назад юристы перешли границу между залом и сценой, а театральные деятели в ответ вынуждены были шагнуть со сцены в суд или даже за решетку. В результате всего этого критики освоили новый для себя жанр судебного репортажа, а артисты и режиссеры узнали такие словосочетания, как «выемка документов», «освобождение под залог», «домашний арест» и т.д.

Но если прежде театр и суд не очень пересекались, то кинематограф суда не боялся никогда, с самого своего появления в 1895 году. Действие десятков голливудских хитов и французских фильмов в жанре «нуар» происходит в зале суда, многие звезды получали свои долгожданные «Оскары» за убедительно сыгранные роли адвокатов, прокуроров и даже обвиняемых. Сценаристы обожают жанр судебного расследования за очевидность конфликта, а операторы – за киногеничность. Так что в наличии в программе 16-ого фестиваля немецкого кино, проходившего в Москве и России фильма «Террор – приговор выносите вы» (The Verdict), снятого в зале суда, не было ничего удивительного.

Кроме двух «но». Сценарий фильма основан вовсе не на реальных событиях, как это нынче модно, а на одноименной театральной пьесе, которую уже ставили во Франкфурте и Берлине. Причем драматург Фердинанд фон Ширах по совместительству еще и специализирующийся на уголовных делах адвокат, так что за соответствие сюжета духу и букве закона можно не опасаться. Компанию по фильму популярному в Германии писателю составили не менее популярные театральные актеры: Мартина Гедек, Бургхарт Клаусснер и Ларс Айдингер.

Но все-таки не участие звезд немецкой сцены (хотя на поединок убежденной в своей правоте женщины-прокурора Гедек и изворотливого, беспринципного адвоката Айдингера любо-дорого смотреть) и даже не актуальная тема (терроризм) привлекли на показ заядлых театралов. Дело в том, что одним из первых в кино режиссер Ларс Крауме использовал такой прием, как иммерсивность. «Как это?» – спросите вы. Все очень просто: у фильма два финала, и показывают – после нехитрых подсчетов – тот, за который проголосовали зрители. В Москве, как, впрочем, Германии, Швейцарии и Австрии, с большим перевесом выиграли Ларс Айдингер и его подзащитный в исполнении героического, хоть и слегка однообразного красавца Флориана Давида Фитца.

Чем кроме мужской доблести и привлекательной внешности так полюбился публике военный летчик, сбивший самолет со 164 пассажирами на борту? Тем ли, что нарушил приказ начальства и взвалил на себя всю тяжесть принятия решения, приведшего к гибели десятков мирных граждан? Или тем, что не дал спуска неизвестному террористу, захватившему направлявшийся в Мюнхен самолет? А, может, тем, что не смог ответить, как бы поступил, будь на борту его жена и малолетний ребенок? Спрашивать почему они его «оправдали», вероятно, надо у каждого из того большинства, которое решило, что предотвращение гипотетического теракта важнее убийства реальных людей. Я, голосовавшая за обвинительный вердикт, оказалась в явном меньшинстве и была абсолютно обескуражена тем, насколько невысоко у нас ценится жизнь отдельно взятого человека.

Свое решение я приняла довольно быстро – сразу после того, как прокурор сообщила, что военные власти не сделали ничего для эвакуации людей со стадиона, куда якобы направлялся захваченный самолет, и всем в зале (как кинотеатра, так и суда) стало ясно, что никакого иного исхода, кроме расстрела гражданского самолета, военные и помыслить не могли. Резолюция Евросоюза о противозаконности таких действий, запрещающий сбивать захваченные самолеты циркуляр нового немецкого министра обороны оказались для них не более, чем филькиной грамотой. А вот умело разыгранная карта террористической угрозы пришлась как нельзя кстати. Значит ли это, что наши мозги настолько пропитались чужими идеями, что думать самостоятельно мы не в состоянии? Или что в театре, за счет его живого воздействия, у рефлексии все-таки больше шансов?

Поверить, что на спектакле схожей тематики группы «Римини Протокол» зрители стали бы голосовать за оправдание предумышленного убийства – хоть и по самым благородным идейным мотивам – сложно. А ведь фильм Крауме весь построен по любимому Штефаном Кэги и принципу. Абсолютная документальность чувств (вдова погибшего на борту плачет, вспоминая найденный среди обломков ботинок, а высокий военный чин трусливо прячет глаза и юлит, поняв, что его поймали с поличным) и картинки (камера снимает только зал суда и лица выступающих – крупным планом – иногда позволяя увидеть на заднем плане Рейхстаг и другие постройки правительственного квартала) перекликается с постдраматическим подходом выпускников университета в Гиссене.

Но если в театре возможен разговор, диалог, диспут, то в кино ты оказываешься один на один со своим выбором. Ты не успеваешь не то что переубедить в чем-то соседа, но и сам как следует вникнуть в ситуацию, разобрать ее с разных сторон. Ты видишь картинку, а не живого человека, и реагируешь тоже не как живой человек, а как функция. Я вовсе не идеализирую театр, но, по-моему, именно в этом поспешном бесчувствии и заключается опасность иммерсивного кино. Не говоря уже о том, что человек существо социальное, и может мгновенно принять иное решение, если не уверен в своем выборе (или переменить его в соответствие с мнением большинства). Подобный спектакль с голосованием в финале вызвал бы восторг, а вот фильм в Германии ругали за развлекательный формат и манипулятивность.

Мне же он понравился. Своей прямотой, соответствием формы замыслу и интересным подходом. Высококлассные актеры как по нотам разыграли псевдодокументальное действие, оператор мастерски воссоздал атмосферу, а режиссер здорово все продумал и придумал. Смотреть кино было интересно и занимательно, и ощущение того, что присутствуешь на очень реалистичном, но все-таки спектакле нарастало с каждой минутой. Однако вердикт публики и последовавший за ним насквозь фальшивый финал, когда судья неожиданно меняет манеру поведения, а обвиняемый оказывается на свободе, шокировал меня настолько, что я подумала: пусть уж лучше кино остается самим собой и не пытается вслед за театром погружать нас куда-то, где мы совершенно не готовы оказаться.

Комментарии
Предыдущая статья
Олег Павлович Табаков 12.03.2018
Следующая статья
«Маска Плюс»: новая актуальность 12.03.2018
материалы по теме
Блог
Мышкин играет Тартюфа, или Оргона взяли в разработку
Евгений Писарев поставил в Театре Наций свой второй спектакль – «Тартюфа», в новом переводе, сделанном Сергеем Самойленко. Ольга Фукс рассказывает, чем он действительно нов.
21.12.2024
Блог
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…