14 января в 12.00, на Старый Новый год, на площади Ленина в Воронеже ВАУ театр сыграет третью с момента своего основания премьеру: «Как царь Пётр зимой новый год удумал» в жанре уличного балагана в постановке артиста Воронежского камерного театра, режиссёра и педагога Камиля Тукаева.
Напомним, что ВАУ театр (аббревиатура расшифровывается как Воронежский Академический Уличный) был создан по инициативе Международного Платоновского фестиваля, организовавшего в 2022 году лабораторию уличного театра. В труппе заняты в основном не профессиональные артисты – гимнасты, музыканты. Открылся ВАУ театр 19 мая 2022 года площадным действом «Как царь Пётр…» в постановке худрука петербургского театра «Странствующие куклы Господина Пэжо» Анны Шишкиной (Матушка Медоуз). Второй работой стал экологический спектакль «Одна тысяча тонн под водой», фантазия на тему стихотворения Иосифа Бродского «Новый Жюль Верн», поставленный артистом ВАУ театра Даниилом Чекрыгиным. Третья работа молодого коллектива вновь посвящена первому русскому императору, а именно – его указу о праздновании Нового года и переходе на новое летоисчисление, не от сотворения мира, а от Рождества Христова.
Художница Наталья Михеева придумала для спектакля образ чёрно-белого театра с графичными костюмами, которые перекликаются с чертежами Петра Первого. Некоторые элементы оформления были взяты из традиционных русских орнаментов, языческой росписи и ритуальных знаков, другие напоминают живопись Малевича. В основе декорации – педжент, вагон на колесах, а также горка как непременный атрибут зимних гуляний. Образ самого Петра также сделан на основе педжента, с выдвижной головой и руками.
Подбирал музыку и создавал саундтрек спектакля Сергей Овчинников. А все звучащие тексты записаны голосом актёра Камерного театра Камиля Тукаева, который также стал сценаристом и режиссёром постановки.
Камиль Тукаев рассказал нашей редакции, как шла работа по производству радости и чем движется театральный сюжет в спектакле: «Мы всё сочиняли на ходу, и для меня это оказался довольно интересный опыт, потому что нужно было одновременно создать сценарий, написать тексты – зарифмовать их мне помог Даниил Чекрыгин, единственный человек в труппе с актёрским образованием (он у нас фигурирует в качестве драматурга), – потом их срежиссировать, помочь художнику создать образ и ещё и голос записать. Так что у меня получилась такая мультиработа, и этим она мне любопытна.
Нам вместе пришлось сделать крен в сторону непсихологического визуального театра, где сокращена “правда жизни”, мотивация и так далее. То есть всё, что для уличного театра не требуется. А потом это должно быть весело, задорно, увлекательно, с интерактивом, который бы помогал подключить к действию людей. С такими задачами мы и сочиняли.
Пружина действия закручена вокруг того, что народ услышал указ, но не знает, как его выполнять. И начинает каждый пункт указа – о радостном веселье, о хорошей кулинарии, о вспышках огнях, о ёлках, которые надо устанавливать и наряжать в Новый год – осмыслять и воплощать. Сначала люди всё это понимают превратно, странно, необычно, смешно. Например, появился эпизод с конями и джигитовкой. Лошади у нас деревянные, и мы придумали, что, когда их начинают поить, они замерзают, превращаются в клюшки – и рождается первый хоккей, первый гол и так далее. Или когда Пётр говорит, что в соседних странах с горки делают бобслей. Народ понимает это так, как услышал: “баб слей” – то есть решают сливать баб с горы. Бабы не хотят идти, плачут, рыдают, а мужья их волокут, сталкивают с горы, им это нравится, и начинаются весёлые катания. Или с угощением: когда все “славно постарались и проголодались”, выносится кастрюля, а в ней – один огромный пельмень, очень горячий, а под ним – ещё пельмени. И вот начинается жонгляж пельменями, который и в людей летят, и обратно возвращаются. А в конце сцены один из молодых людей влюбляется в девушку и дарит ей этот пельмень как своё сердце. Потом пельмени превращаются в детей, этих детей-пельменей ведут в садик, где они ссорятся-дерутся-мирятся и так далее.
Думаю, что радость и веселье у нас в итоге получилось сгенерировать. И очень важно, что вся команда ВАУ театра искренне этого хотела, а если люди чего-то искренне хотят, они обязательно этого добьются. Так что я уверен, что у этого театра будет ещё много-много всего».