В Мариинском театре и ГКД прошли традиционные «Щелкунчики» Академии Русского балета имени Вагановой. Среди исполнителей — одна из самых одаренных выпускниц этого года — Мария Кошкарева.
Яркий сценический характер, внимательность к деталям и замечательные физические данные выделяют семнадцатилетнюю Марию не только среди сверстниц, но и среди опытных солисток.
Арсений Суржа побеседовал с ней о детстве на диванах Мариинки, любви к отрицательным героям и о её первом «Щелкунчике».
Про детство
Я родилась в Новосибирске. Мне не было еще и двух лет, а я уже, можно сказать, жила в театре. В то время моя мама работала балетным концертмейстером в Новосибирском театре оперы и балета, и часто брала меня с собой на работу. Тогда я очень загорелась танцем и потихоньку начала знакомиться с этим прекрасным искусством. Помню яркое впечатление: мама поставила кассету с «Щелкунчиком» Мариинского театра. Танцевали Лариса Лежнина и Виктор Баранов. Это был мой первый балет, и я сразу же поняла, что мне туда надо! Мариинский театр был мечтой с детства.
Сначала я даже не знала, что существуют какие-то другие академии, кроме Новосибирской. Но потом Елена Анатольевна Белькова, педагог, у которого я занималась, посоветовала просмотреться в Академию имени Вагановой. Мы решили попробовать, и меня взяли.
Про Академию Русского балета
Первый год был самый жуткий. Если в Новосибирске нам все было знакомо, то в Петербурге маме пришлось начинать с чистого листа. Были проблемы, но со временем все устаканилось. Мама стала работать в Мариинском театре и Академии.
Ещё до поступления мне посчастливилось участвовать в постановках Юрия Смекалова «Камера обскура» и «Infinita Frida». Для меня было огромной радостью танцевать на сцене с такими именитыми танцовщиками как Владимир Шкляров, Мария Ширинкина, Элиза Каррильо Кабрера и Михаил Канискин.
В начальных классах я училась у Комоловой Людмилы Ивановны, в средних — у Забалканской Елены Георгиевны. Они дали мне великолепную базу и закалили мой характер. Уже во втором и третьем классах мне довелось танцевать маленькую Машу в «Щелкунчике», тогда моя детская мечта воплотилась в реальность.
Начиная с первого курса и по сей день, я учусь у Людмилы Валентиновны Ковалёвой. Когда я к ней попала, была безумно счастлива, что буду учиться под руководством такого великого педагога, профессионала и прекрасного человека. Когда у нас был первый урок, я сразу же начала осознавать, сколько поколений величайших балерин она вырастила. Это так подстегивало, что хотелось сразу же выдать всё.
Людмила Валентиновна требует большой отдачи. Если бы время урока не было ограничено, она могла бы репетировать по четыре, по пять часов. Людмила Валентиновна говорит особым, художественным языком, хотя, признаюсь, не всегда понимаю, что именно она требует. Но главное, чему она учит, — это идти от образа. Чтобы что-нибудь получилось — ты должна быть актрисой.
XIV Международный конкурс артистов балета в Москве (2022)
На Международный конкурс я поехала очень спонтанно. Узнала о нём в апреле, а готовиться начала только в первых числах мая. Все очень пугали — особенно педагоги. Людмила Валентиновна перед отъездом говорила: «Куда вы едете? Не представляю. Зачем? Не знаю».
Очень долго не могли определится с репертуаром, и долго решали, стоит ли брать хореографию Григоровича: она очень сложна своей особой хореографией, стилистикой и пластикой. Но притом она невероятно красивая! Пошли на риск и взяли вариацию Ширин из балета «Легенда о любви».
Перед выходом на сцену не тряслась, знала, что мир не рухнет, если что-то не получится. К тому же ещё выпускные спектакли и стажировка впереди.
Современный номер «Маэстро», который выбрали для конкурса, помог найти Юрий Валерьевич (Ю. В. Фатеев — и.о. заведующего балетной труппы Мариинского театра, — прим. А.С), за что я ему безмерно благодарна. Номер в хореографии Марии Конрад ранее уже исполнялся, но его немного адаптировали под меня, исходя из моей пластики. Репетиции проходили с Марией дистанционно, что, конечно, было не так просто.
Так получилось, что удача мне улыбнулась, и все три тура прошли благополучно. А когда я узнала, что получила первую премию, для меня это было каким-то чудом, чем-то невозможным, потому что я ехала на конкурс без особых надежд; не удивлять кого-то, а просто показаться. Но вот так всё удачно сложилось, и я этому очень рада. Лауреатство ещё никому не мешало.
Про стажировку в Мариинском театре
На наш годовой экзамен по классике этой весной пришел Юрий Валерьевич Фатеев, после чего он предложил мне стать стажером. Я, конечно же, не раздумывая, согласилась, и вот сейчас уже потихоньку начинаю набирать репертуар. Недавно у меня была премьера в «Дон Кихоте» — в партии Повелительницы дриад. А впереди ещё «Трио теней» (дважды) и «Трио одалисок»*.
Я не ожидала, что сразу буду танцевать так много. Мне сказали, что дадут только Повелительницу, а дальше посмотрят. Людмила Валентиновна тоже не ожидала, что будет сразу вот так: «Иди и танцуй». Но я была безумно счастлива, что предстоит такая практика, такой ценный опыт.
Все очень переживают, что я не выдержу такой нагрузки, что могу сломаться. Перетрудиться действительно опасно. Но у меня нет страха, что я не справлюсь. Если считают, что это возможно, значит, это возможно.
Про совмещение театра с академией
В театре особая атмосфера, можно сказать, атмосфера взрослой жизни. Поэтому здесь мне нравится больше, чем в Академии. Сейчас сложно представить, как после такой активной работы, вернуться к учебе. Была такая практика, что студенты не доучивались один год и сразу же шли работать в театр. Но в дальнейшем этот пробел становится очевидным, поэтому закончить Академию все-таки нужно.
Театральные педагоги меня помнят с детства: все-таки с восьми лет я болталась за мамой уже по Мариинскому театру. Я сидела в залах у Татьяны Геннадьевны Тереховой, у Эльвиры Геннадьевны Тарасовой, у Маргариты Гаральдовны Куллик. Сейчас, когда я работаю над партиями, они вспоминают маленькую меня, бегающую по дивану.
Мне повезло, что благодаря маме у меня с самого детства была возможность смотреть все спектакли. Поэтому сейчас мне легче перечислить не то, что я смотрела, а то, чего нé смотрела из репертуара Мариинского театра. А кто-то из одноклассников даже «Дон Кихота» целиком не видел. Я думаю: «Как ты живешь? Зачем ты в балет пошёл?».
Для меня было очень важно, что я не единственный стажёр в театре. Мне приятно, что в театре есть мой сородич, Яся (Ярославна Куприна — также стажер Мариинского театра, однокурсница Марии — прим.ТЕАТР.). Мы с ней очень хорошо дружим.
О партиях мечты
Мне очень хочется станцевать Китри, это одна из партий мечты. Мне нравится характер героини, колоритность жаркой Испании и присущая балету насыщенность хореографии. Безусловно, хотелось бы исполнить Кармен. Даже собиралась подготовить выход Кармен к экзамену по актерскому мастерству, но, к сожалению, у нас с Людмилой Валентиновной не было времени. Ещё бо́льшая мечта — станцевать в балете Юрия Николаевича Григоровича «Легенда о любви», причём хотелось бы попробовать себя как в Ширин, так и в Мехмене Бану. Также я невероятно люблю партию Эгины в его «Спартаке». Вообще ее образ так гениально сделан, что во всем прочитывается мощь этой героини. Ну и, конечно, мечта детства — станцевать «Лебединое озеро».
Для кого-то этот выбор странен, ведь даже в Академии, начиная со средних классов, я считалась лирической балериной. Мне это не нравилось. Может быть, мне и подходят такие партии, но я себя таковой не чувствую. Когда в прошлом году мы репетировали «Консерваторию» Бурнонвиля, мне было очень трудно найти краски для выражения лирического персонажа. Для меня куда ближе исполнение эмоциональных и даже отрицательных героинь. Их танец говорит сам за себя!
* По техническим причинам дебют в «Корсаре» в сезоне 2021/2022 не состоялся.
.