Сегодня в Новом пространстве Театра Наций стартует очередной блок цикла интеллектуальных марафонов «How Long Is Now» — мартовская тема звучит как «Скромное обаяние буржуазии?».
Напомним, запуск проекта «How Long Is Now» прошёл в начале прошлого театрального сезона, осенью 2018 года. Название отсылает к надписи на легендарном берлинском Kunsthaus Tacheles, ныне закрытом центре андеграунда и контркультуры конца ХХ века, — а в качестве аргументации выбора названия и «сквозной линии» цикла организаторы озвучивают вопрос: «Сколько длится „сейчас“ — и как скоро наступит будущее, в которое, как известно, возьмут не всех?». Участие в интеллектуальных беседах принимают эксперты, представляющие самые разные сферы искусства и культуры в целом, а сюжетами каждого из марафонов становятся темы, позволяющие взглянуть на сегодняшнюю действительность с разных ракурсов, чтобы осмыслить её как многомерное целое.
Тема мартовского марафона сформулирована как «Скромное обаяние буржуазии?» — он приурочен к выходу в повторный прокат одноимённого (разумеется, без знака вопроса) фильма Луиса Бунюэля. Обсуждать «консервативный поворот», который организаторы усматривают в общественно-политической сфере сегодняшней российской действительности, будут в течение трёх вечеров.
Сегодня, 13 марта, литературовед и журналист Глеб Морев и культуролог Юрий Сапрыкин обсудят «Гламур и дискурс: русские медиа до и после глянца». Речь пойдёт о роли, которую сыграли в отражении и одновременно формировании «буржуазной повестки» отечественные медиа с начала 1990-х и по сегодняшний день.
Завтра, 14 марта, журналистки Марина Анциперова (арт-критик) и Ольга Страховская (кинокритик) проведут паблик-ток под названием «Новая этика: глянец без фотошопа» — об изменении социальных и культурных норм под влиянием перемен в привычно-консервативном отношении к этике и, в частности, к гендеру.
15 марта марафон продолжится лекцией обозревателя моды Елены Стафьевой под названием «Новая мода и консервативный поворот»: «о том, почему в сезоне 2019/2020 на мировые подиумы вернулся буржуазный стиль рубежа 1970-х—1980-х, как он проявляет себя в новой моде и как прогрессизм уживается в ней с консервативностью» (цитата анонса лекции).
Куратор цикла «How Long Is Now» Дмитрий Ренанский рассказал журналу ТЕАТР., что эти разговоры дают театру: «Честно говоря, я очень расстраиваюсь, когда задают вопрос — он, увы, очень распространённый, — почему в театре происходят публичные (лекционные в том числе) программы. Я делал такие программы и в БДТ, и в том же Театре Наций, и с другими театрами-партнёрами, это очень важное расширение — даже не в просветительском смысле: театр — это пространство коммуникации между людьми, и такой формат — лишь ещё одна её форма, более прямая. Все проекты, которые мы делали в рамках цикла марафонов „How Long Is Now“ в Театре Наций, так или иначе связаны с тем контекстом, в котором существует сегодня современный театр в целом и Театр Наций в частности. И этот контекст может быть очень широким — например, первый марафон этого года, „Москва и москвичи“, был про Москву и про город: понятно, что театр не существует в вакууме, голом и пустом пространстве, он существует в пространстве города. Что касается этого марафона „про буржуазность“, то тут тоже речь о контексте: Театр Наций относится к числу тех театров, чья публика в большой мере соотносится с новым буржуазным дискурсом, и в этом смысле на территории Театра Наций вести такой разговор особенно интересно».
Вход на все события интеллектуального марафона свободный по регистрации.