15 января 2019 года в Каретном сарае Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина откроется выставка, посвященная 75-летию Воркутинского музыкально-драматического театра, основная труппа которого состояла из заключенных артистов ВОРКУТЛАГа.
Театр был создан по приказу начальника Управления Воркутстроя НКВД СССР инженер–полковника М. М. Мальцева от 8 августа 1943 года. Одной из его целей было «наилучшее обслуживание вольно-наёмного населения Воркутинского угольного бассейна художественно-зрелищными мероприятиями».
Художественным руководителем театра назначили находившегося в заключении (отбывал срок по обвинению в шпионаже) бывший главный режиссёр Большого театра и профессор Московской консерватории Борис Аркадьевич Мордвинов.
Он начинал свой творческий путь во 2-й студии МХАТ, ставил спектакли вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко, потом был режиссером в Театре Станиславского и Немировича-Данченко. В 1936 году был назначен главным режиссером Большого театра.
«История началась с того, что я стала разбирать архив моего деда Бориса Аркадьевича Мордвинова, – рассказала журналу ТЕАТР. куратор выставки Надежда Михайловна Мордвинова. – Конечно, я и вся наша семья знали о его воркутинском периоде, но не предполагали, что остались какие-то документы. Я обнаружила две программки – 1943 и 1945 годов, и пару маленьких фотографий, на одной из которых он изображен с генералом Мальцевым. Также я нашла несколько заметок из газеты «Заполярная кочегарка» об этом театре. Все это довольно сложно хранить дома, потому что бумага ссохлась и могла рассыпаться, мы решили отдать все в музей Бахрушина. Чуть позже Наталья Николаевна Морозова, которая принимала наш «архив», позвонила и рассказала о том, что Елена Владимировна Маркова передала в Сахаровский центр архив Воркутинского театра, что она жива и мне было бы интересно с ней поговорить. Мы встретились с ней, она рассказала об артистах, о том, каким они помнили деда. Спустя какое-то время в Москву на гастроли приехал Воркутинский театр, и произошла наша встреча с директором театра Еленой Александровной Пекарь. И, можно сказать, все совпало – юбилей театра, то, что я узнала о деде. Театр, конечно, собирался на местном уровне отмечать юбилей, но театр ВОРКУТЛАГа – явление отнюдь не местное, а всесоюзное. Ведь там отбывали срок люди со всей страны. А потом в музее мне предложили стать куратором. Я согласилась, с мужем мы ездили в Воркуту, жили в театре, встречались с актерами, людьми, которые помнят театр. Конечно, от того деревянного здания, которое в рекордные сроки возвели заключенные, остался лишь пустырь, заросший травой. И поэтому одним из эпиграфов к выставке стали слова «чтобы наша память не заросла бурьяном». В какой-то степени, театр для интеллигенции, попавшей в ВОРКУТЛАГ, оказался спасением. Театр находился вне зоны, заключенных приводили туда под конвоем, они шли несколько километров пешком, но все равно многие вспоминали о нем, как о рае, куда они попали после ада в шахтах. Летописец Воркутинского театра – Григорий Маркович Литинский – отдавший свой архив и в музей Воркуты, и в Бахрушинский музей, вспоминал о том, как оказался в театре. Основной состав формировался из профессиональных артистов, многих сразу снимали с поезда. В хор и массовку могли попасть люди и не имевшие специального образования, их принимала отборочная комиссия. Работали в театре практически на износ – в год играли по 600 спектаклей, выходило по 10 премьер. А были еще концерты, выезды. Начальство лагеря, конечно, требовало, чтобы ставили больше веселых спектаклей.
Первым спектаклем стала «Сильва», но Мордвинов намеренно убрал из нее все опереточные штампы и добавил постановке драматизма, решив ее почти как «Травиату». Для многих сидящих в зале арии, звучавшие в спектакле, имели иной подтекст, особенно заглавная «Помнишь ли ты».
Позже были поставлены оперы «Фауст» и «Севильский цирюльник» и многие другие. Постепенно музыкальная составляющая уходила из постановок и театр стал драматическим».
Выставка рассказывает о первом десятилетии работы театра — 1943-1953гг. На выставке представлены архивные материалы ГУЛАГа и Воркутинского театра, фотографии артистов и сцен из спектаклей, документы, эскизы декораций и костюмов, программки, графические и живописные работы театральных художников. Кроме того, на экспозиции звучат голоса и музыка героев выставки
Задача выставки состоит не только в том, чтобы отдать дань памяти театру и людям, невинно пострадавшим, погибшим, прошедшим круги ада, но и в том, чтобы исследовать сам ФЕНОМЕН театра заключённых, его «полярного сияния» настоящего искусства, высоты актёрского мастерства и силы человеческого духа.
Фотографии предоставлены для выставки «Сверхзадача -— выжить» МБУК «Воркутинский музейно-выставочный центр».