12 и 13 февраля на Новой сцене Театра имени Вахтангова пройдёт премьера спектакля Эльдара Трамова «Говори со мной», основанного на одноактных пьесах Теннесси Уильямса.
Постановка по Теннесси Уильямсу была анонсирована ещё на открытии сезона 2022—2023, а к началу нынешнего сезона стало известно, что основой спектакля станут пьесы из сборника «Пятёрка теннисистам» (пять одноактовок в переводе Василия Аксёнова). Любопытно, что вошедшие в книгу сочинения написаны в разные годы — самая ранняя за 30 лет до самой поздней: «Долгое прощание» (1940), «Портрет Мадонны» (1944), «Отчуждённая собственность» (1946), «Говори со мной словно дождь и не мешай слушать» (1953), «Не могу представить, что будет завтра» (1970).
На фото — Виталий Иванов на репетиции спектакля «Говори со мной» © Яна Овчинникова
Изначально спектакль должен был называться так же, как и книга, однако в итоге было выбрано начало заглавия одной из пьес. По словам режиссёра, сочетание «Говори со мной» кажется ему определяющим для смыслов постановки: «Я почувствовал магию этой фразы: она имеет большую важность и для того, кто её произносит, и для того, кто её слышит, — рассказал он пресс-службе театра. Когда мы произносим: „Говори со мной“, мы как будто даём человеку обещание, что будем его слушать. Человек, которому сказали: „Говори со мной“, — понимает, что его хотят вывести из тишины, из молчания. Молчание ведь может не только созидать, но и разрушать. В наш век отстранённости друг от друга (даже не одиночества, а именно отстранённости) эти три слова очень важны».
На фото — Карен Овеян и Екатерина Крамзина на репетиции спектакля «Говори со мной» © Яна Овчинникова
Что касается будущей премьеры, то о ней Трамов рассказывает так: «В нашем спектакле пять историй, в которых есть, как минимум, два общих мотива. Первый — мотив одиночества, отчуждённости творческого человека, его неспособности в полной мере ощутить себя частью прекрасного целого. Второй — мотив спасения человека в придуманном мире. Придуманный мир у Уильямса — это мир, скорее, волшебный, выстраданный самим человеком; этот мир хранит его от бессмысленного существования; через этот мир есть шанс преодолеть отчуждение. Уильямс, наверное, ярче, чем другие драматурги, представляет то, как результаты творчества влияют на личную жизнь человека творящего, созидающего».
Вместе с режиссёром над премьерой работают главный художник Вахтанговского Максим Обрезков (он создаёт и сценографию, и костюмы), композитор Вячеслав Жуков, художник по свету Руслан Майоров, хореограф Игорь Пиворович, видеохудожник Ася Мухина и художник-гримёр Ольга Калявина.
На фото — Яна Соболевская на репетиции спектакля «Говори со мной» © Яна Овчинникова
Участниками спектакля станут артисты разных поколений, в том числе те, кто уже занят в других постановках Трамова: Карен Овеян, Александра Стрельцина, Яна Соболевская, Анастасия Джентилини, Данила Гнидо, Анна Антонова, Марина Есипенко, Ольга Тумайкина, Олег Макаров, Екатерина Крамзина, Анна Ляхова, Виталий Иванов и Григорий Здоров.
Эльдар Трамов по образованию актёр. Выпускник Щукинского училища, он с 2012 года стал артистом основанной тогда Первой студии Вахтанговского театра, а в 2018-м был принят в труппу. Первый режиссёрский опыт Трамов получил, став ассистентом Римаса Туминаса в работе над «Войной и миром», а полноценным режиссёрским дебютом для него стал спектакль «Обратная сторона медали» по пьесе Флориана Зеллера, который он поставил в мае 2022 года на той же Новой сцене Вахтанговского. С тех пор он продолжил работу в этом качестве: дипломный спектакль студентов Щукинского института «Глазами клоуна», поставленный Трамовым, был включён в репертуар Вахтанговского (сейчас участники постановки уже окончили институт, часть из них вошла в стажёрскую группу театра), также он стал режиссёром и сорежиссёром целого ряда специальных событий и разовых акций театра, в том числе вечеров памяти Михаила Ульянова и Василия Ланового и концерта «Вахтангов. Путь домой», посвящённого открытию Дома Вахтангова во Владикавказе. Участвовал в лаборатории Театра на Таганке «Ликбез».